Министерством образования Республики Беларусь 29 августа принято постановление № 108 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году».

В частности, установлено, что в 2024/2025 учебном году выпускники девятых классов будут сдавать экзамены по:

  • белорусскому языку (изложение в письменной форме);
  • русскому языку (изложение в письменной форме);
  • математике (контрольная работа в письменной форме);
  • истории Беларуси (по билетам в устной форме).

Основные сроки проведения – с 2 по 13 июня 2025 г., иные сроки – с 18 по 25 августа 2025 г.

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме.

Для испытаний по физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению (по выбору учащегося) установлены:

  • основные сроки – 26 мая 2025 г.;
  • резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни;
  • иные сроки – 18 августа 2025 г.

Даты испытаний по белорусскому или русскому языкам (по выбору учащегося) следующие:

  • основные сроки – 29 мая 2025 г.;
  • резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни;
  • иные сроки – 20 августа 2025 г.

Постановлением также определены формы и даты проведения итоговых испытаний для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, учащихся второго отделения специальной школы, спецшколы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, учащихся гимназии – колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования и других.

Источник: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 августа 2024 г. № 108 О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21 марта 2024 г. № 197 О перечнях профильных классов (групп) профессиональной направленности и специальностей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 февраля 2024 г. № 17 О порядке проведения собеседования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 марта 2024 г. № 31 Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 14 августа 2023 г. № 263

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 ноября 2023 г. № 348 Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 11 июля 2022 г. №184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10 августа 2022 г. No 245 «О вступительных испытаниях для поступления в учреждения высшего образования»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 27 февраля 2023 г. № 58 «О выдаче характеристики»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 3 июня 2022 г. № 51 «Об определении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 11 июля 2022 г. № 184 «Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена»

Где зарегистрироваться на ЦЭ и ЦТ?
Регистрация учащихся 11 классов для участия в ЦЭ осуществляется учреждениями общего среднего образования.
Зарегистрироваться на ЦТ можно в 40 пунктах онлайн через личный кабинет участника.

Телефон «горячей линии» по вопросам проведения выпускных экзаменов:
+372 22 224-31-13

Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.

Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.

Не терять времени зря — проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.

Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.

Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).

При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».

Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:

тип запоминания информации (зрительный — все читать самому, слуховой — читать и проговаривать вслух, двигательный — подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);

тип темперамента (холерику — создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику — осознать ответственность деятельности; меланхолику — верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику — самоконтроль времени).

Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.

Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.

Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.

Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.

Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:

Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.

В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета — вдох, на 2 счета — задержка дыхания, на 5-6 счетов — выдох), дышать животом в течение 1 мин..

Использовать элементы аутотренинга — в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».

Использовать смехотерапию.

Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!

Заботиться о своем здоровье:

Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий — 15-20 мин. активного отдыха).

Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.

Отдыхать на природе.

Накануне экзамена

Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.

Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена — аудитория, место, необходимый материал (ручки).

Подготовить все необходимое, одежду.

Настроиться на успех (все будет хорошо).

Хорошо выспаться.

Утром — проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая зарядка, завтрак.

Рассчитать время, придти в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросы, очередь, поиск аудитории).

На экзамене

Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное место, заполнить бланк…).

Осмотреться и успокоиться.

Сконцентрироваться:

мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос;

сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю);

сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4);

провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.

Контролировать время, распределив свою работу.

Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).

Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться, обратить внимание на обратные задания (не является).

Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания — пометить их в черновике значком сложности (очень сложно — ?, средний уровень сложности — !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен — отвечай, не уверен — рассуждай (исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся — выбери тот, что ближе).

Контролировать свое состояние — успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.

Доверять интуиции, включить в работу свое подсознание.

Будь уверен в себе — и ты справишься!


В 2025 году 11-классники будут сдавать два централизованных экзамена:

— русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося);

— учебный предмет по выбору из числа предметов, по которым проводится централизованное тестирование («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»).

Нет, не зависит. Можно выбирать любой учебный предмет из числа предметов, по которым предусмотрено централизованное тестирование. Если учащийся выберет первый профильный предмет, то на ЦТ он сдаст второй профильный и наоборот.

Выпускники 11 класса в 2025 году сдают только централизованный экзамен. Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.

От сдачи централизованного экзамена могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.

Да, сохранены. Как и ранее, победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются без экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).

Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, как и ранее, имеют право поступить в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.

Таким образом, льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам не только сохранены, но и расширены.

Отдельного внимания заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать централизованный экзамен и, соответственно, централизованное тестирование при поступлении в учреждение высшего образования, или сдавать выпускной экзамен в школе и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом они должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Это необходимо разъяснить и учащимся, и родителям.

По итогам прохождения централизованного экзамена каждый учащийся 11 класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.

Сертификат централизованного экзамена, как и сертификат централизованного тестирования, действителен 2 года.

Министерство образования Беларуси приняло постановление №108 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году». Документ опубликован на портале pravo.by
 

Документом установлено, что в 2024/2025 учебном году:

♦ Выпускники 11 классов будут сдавать два ЦЭ – один по профильному предмету на свой выбор и один – по госязыку.

Из профильных предметов можно выбрать ЦЭ по:

  • физике,
  • математике,
  • химии,
  • биологии,
  • иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский),
  • истории Беларуси,
  • всемирной истории (новейшее время),
  • географии,
  • обществоведению.

Даты сдачи ЦЭ по профильному предмету:

  • Основной день – 26 мая (понедельник).
  • Резервные дни для сдачи ЦЭ совпадут с датами проведения централизованного тестирования (ЦТ) в резервные дни и будут установлены в 2025г. дополнительными законодательными актами.
  • Иные сроки – 18 августа 2025 г.

ЦЭ по белорусскому или русскому языку

Какой из двух госязыков сдавать, учащиеся выбирают самостоятельно.

Даты сдачи ЦЭ по госязыку

  • Основной день — 29 мая 2025 г. (четверг).
  • Резервные дни для сдачи ЦЭ совпадут с датами проведения централизованного тестирования (ЦТ) в резервные дни и будут установлены в 2025г. дополнительными законодательными актами.
  • Иные сроки – 20 августа 2025 г.

Нет, доставка на ЦЭ будет организована от учреждения образования в сопровождении педагогического работника. И это не зависит от того, требуется ли подвоз из сельского пункта в райцентр, или речь идет о передвижении в самом районном центре, областном городе или в Минске.

Аттестат об общем среднем образовании будет выдан если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, будет от 3 баллов и выше.

К ЦЭ также допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки от 3 баллов и выше.

При выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ не надо принимать во внимание, является ли предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования.


Репетиционное тестирование

  • ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации и проведения репетиционного тестирования .doc
  • ДОГОВОР ОФЕРТЫ на оказание платной образовательной услуги .docx

Уважаемые абитуриенты!

УО «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ) информирует Вас о проведении репетиционного тестирования (РТ) по 15 учебным предметам за курс общего среднего образования с предоставлением решения заданий теста для выполнения работы над ошибками с использованием комплекта тестовых заданий по следующим предметам: (Соотношение заданий частей «А»//«В» в тестах, а также время, отведенное на выполнение всей работы)


Репетиционное тестирование проводится в три этапа:

– 1-й этап – октябрь – декабрь 2024 г.

– 2-й этап – январь – февраль 2025 г.

– 3-й этап – март – апрель 2025 г.

Перечень учреждений образования Республики Беларусь, на базе которых можно пройти репетиционное тестирование, будет размещен на сайте РИКЗ после заключения договоров.

Каждый пункт проведения тестирования определяет свой график проведения и количество участников РТ по учебным предметам. Актуальная информация по всем доступным сеансам РТ размещается в личном кабинете участника тестирования на сайте РИКЗ.

Репетиционное тестирование позволяет:

  • ознакомиться с тематикой, типами и формами тестовых заданий;
  • проверить уровень знаний на данном этапе подготовки по выбранным учебным предметам;
  • наметить пути более эффективной подготовки к экзаменам и устранения пробелов в знаниях по ранее изученному материалу;
  • приобрести технические навыки и отработать технологию заполнения бланка ответов;
  • психологически подготовиться к предстоящим выпускным и вступительным испытаниям.

Результаты репетиционного тестирования в тестовых баллах призваны помочь его участнику отследить динамику устранения своих пробелов в знаниях и повышения уровня подготовки по предмету, но не обязаны совпадать с его результатами на выпускных и вступительных испытаниях.

Репетиционное тестирование будет проводиться по материалам, предоставленным РИКЗ. Обработка бланков ответов и расчет результатов будет осуществляться по технологии централизованного экзамена и централизованного тестирования.

Обращаем Ваше внимание, что для удобства регистрации абитуриентов для участия в репетиционном тестировании и обеспечения возможности оперативного решения возникающих в ходе регистрации, прохождения и информирования о результатах репетиционного тестирования вопросов РИКЗ введена в работу единая система регистрации участников репетиционного тестирования

Чтобы зарегистрироваться для участия в РТ, участник должен: 

  • зайти в свой личный кабинет на сайте РИКЗ, используя вкладку «РТ, регистрация», указав серию и номер документа, удостоверяющего личность, или свидетельства о рождении, и пароль.

Если тестируемый регистрируется для прохождения репетиционного тестирования впервые, он должен создать свой личный кабинет участника репетиционного тестирования на сайте РИКЗ, используя вкладку «РТ, регистрация». 

  • в личном кабинете участника репетиционного тестирования сделать заявку на участие в сеансе (сеансах) репетиционного тестирования, выбрав пункт проведения тестирования, дату и время проведения тестирования, учебный предмет и язык представления теста.
  • оплатить участие в репетиционном тестировании, используя номер лицевого счета, присвоенный участнику в момент создания личного кабинета на сайте РИКЗ.

Подробную информацию можно найти в разделе «РТ», «Памятка участнику РТ». 

Оплата за прохождение репетиционного тестирования осуществляется посредством системы «Расчет» единого расчетного пространства (ЕРИП) Национального банка Республики Беларусь с указанием лицевого счета, полученного при регистрации в личном кабинете участника. В случае невозможности совершить платеж в системе «Расчет» (ЕРИП) (например, иностранные граждане) оплату можно произвести из личного кабинета на сайте РИКЗ с использованием реквизитов банковских карточек действующих платежных систем. 

Стоимость участия в репетиционном тестировании (в том числе за предоставление решений заданий теста для проведения работы над ошибками) составляет 10.90 белорусских рублей за один учебный предмет. 

Совершить оплату можно любым из доступных Вам способов, в том числе с использованием банковских платежных карточек в платежно-справочных терминалах (инфокиосках), платежных терминалах и банкоматах, расчетно-кассовых центрах банков, с использованием Интернет-банкинга, мобильного банкинга, а также наличными денежными средствами в кассах любого банка. 

Если Вы осуществляете платеж в кассе банка, пожалуйста, сообщите кассиру о необходимости проведения платежа через систему «Расчет» (ЕРИП). 

В случае оплаты наличными денежными средствами банки могут взять с Вас комиссионное вознаграждение за приём наличных денежных средств. Размер комиссионного вознаграждения в таком случае уточняйте в банке. 

В этой связи РИКЗ рекомендует осуществлять оплату за участие в репетиционном тестировании с использованием банковских платежных карт посредством дистанционных способов оплаты (Интернет-банкинг, мобильный банкинг). 

Оплатить услугу необходимо в течение 24 часов с момента формирования заявки на участие в тестировании, но не позднее времени окончания регистрации (дату и время окончания регистрации устанавливает пункт проведения тестирования). 

Для совершения платежа через систему «Расчет» (ЕРИП) НЕОБХОДИМО: 

1) выбрать: 

– пункт «Система “Расчет”» (ЕРИП); 

– образование и развитие; 

– РИКЗ; 

– Репетиционное тестирование; 

2) ввести лицевой счет, полученный Вами в системе регистрации участников репетиционного тестирования; 

3) удостовериться в том, что фамилия, имя и отчество абитуриента, переданные системой «Расчет» и отображаемые на экране терминала оплаты, компьютера или мобильного телефона (в зависимости от того, каким образом Вы совершаете платеж), соответствуют Вашей фамилии, имени и отчеству. В случае несоответствия (это возможно, если Вы ошиблись при вводе лицевого счета) отмените текущее действие и начните процесс оплаты сначала; 

4) совершить платеж. 

Процесс регистрации для участия в РТ считается завершенным только после совершения Вами оплаты. 

По окончании регистрации необходимо распечатать из системы пропуск(-а) на каждый сеанс тестирования, на который Вы зарегистрировались. В случае отсутствия объективной возможности распечатать пропуск, запишите и возьмите с собой на тестирование номер регистрации, указанный на Вашем пропуске. 

Если вы проходите тестирование в пункте тестирования, вам необходимо в день проведения явиться в пункт тестирования, имея при себе: документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца), или свидетельство о рождении, распечатанный пропуск, гелевую (капиллярную) ручку с чернилами черного цвета, калькулятор (при прохождении тестирования по физике и химии). 

Информацию о результатах репетиционного тестирования участники смогут получить на сайте РИКЗ исключительно в личном кабинете участника тестирования. После завершения каждого из этапов репетиционного тестирования (в 20-х числах декабря 1-го этапа, в 20-х числах февраля 2-го этапа и в 20-х числах апреля 3-го этапа) абитуриенты на сайте РИКЗ также в личном кабинете участника тестирования смогут получить решение заданий теста для проведения работы над ошибками.

Источник: https://rikc.by