В 2024 году 11-классники будут сдавать два централизованных экзамена:

— русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося);

— учебный предмет по выбору из числа предметов, по которым проводится централизованное тестирование («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»).

Нет, не зависит. Можно выбирать любой учебный предмет из числа предметов, по которым предусмотрено централизованное тестирование. Если учащийся выберет первый профильный предмет, то на ЦТ он сдаст второй профильный и наоборот.

Выпускники 11 класса в 2024 году сдают только централизованный экзамен. Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.

Аргументы для изменения итоговой аттестации очевидны:

– уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена – стало 2);

– совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в учреждение высшего образования);

– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи централизованного экзамена необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);

– учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);

– повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.

В соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования от 11.07.2022 № 184, до 1 февраля 2023 г. в учреждениях образования должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в централизованном экзамене.

Определиться с учебным предметом, который будут сдавать на централизованном экзамене, учащиеся должны до 1 марта. Таким образом, окончательный выбор необходимо сделать в феврале месяце.

Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия учреждения образования. Учащимся никуда ездить для этого не надо. Для участия в основной срок проведения централизованного экзамена регистрация будет проводиться
с 1 по 20 апреля 2024 года.

Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов после регистрации невозможно.

От сдачи централизованного экзамена могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.

Да, сохранены. Как и ранее, победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются без экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).

Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, как и ранее, имеют право поступить в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.

Таким образом, льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам не только сохранены, но и расширены.

Отдельного внимания заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать централизованный экзамен и, соответственно, централизованное тестирование при поступлении в учреждение высшего образования, или сдавать выпускной экзамен в школе и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом они должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Это необходимо разъяснить и учащимся, и родителям.

По итогам прохождения централизованного экзамена каждый учащийся 11 класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.

Сертификат централизованного экзамена, как и сертификат централизованного тестирования, действителен 2 года.

Да, определены.

1. ЦЭ-2024г. по профильному предмету (физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению), который каждый выпускник сможет выбрать сам, на свое усмотрение, пройдет в следующие сроки:

  • основной день – 27 мая 2024 г. понедельник);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 19 августа 2024 г.

2. ЦЭ-2024 по белорусскому или русскому языку (на выбор учащегося) пройдет в следующие сроки:

  • основной день – 30 мая 2024 г. (четверг);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 21 августа 2024 г.

В период между ЦЭ в учреждениях общего среднего образования будут проводиться занятия в соответствии с расписанием.

Нет, доставка на ЦЭ будет организована от учреждения образования в сопровождении педагогического работника. И это не зависит от того, требуется ли подвоз из сельского пункта в райцентр, или речь идет о передвижении в самом районном центре, областном городе или в Минске.

Аттестат об общем среднем образовании будет выдан если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, будет от 3 баллов и выше.

К ЦЭ также допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки от 3 баллов и выше.

При выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ не надо принимать во внимание, является ли предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования.

ИНФОРМАЦИЯ

для проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам проведения централизованного экзамена

Общая информация

В 2024 году учащиеся XI классов будут сдавать два централизованных экзамена (далее – ЦЭ): русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося), предмет по выбору из числа предметов по которым проводится централизованное тестирование (математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история, обществоведение, география, английский язык, французский язык, немецкий язык, испанский язык, китайский язык). При выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ не надо принимать во внимание, является ли предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования. Все это направлено на создание максимально удобных условий для будущих абитуриентов.

Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.

Постановлением Министерства образования от 11.07.2022 №184 утверждены Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена.

Аргументы для принятия новой модели итоговой аттестации следующие:

уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена, стало 2);

совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в вуз);

унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);

учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);

повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.

Определены даты проведения ЦЭ:

1. ЦЭ-2024г. по профильному предмету (физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению), который каждый выпускник сможет выбрать сам, на свое усмотрение, пройдет в следующие сроки:

  • основной день – 27 мая 2024 г. понедельник);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 19 августа 2024 г.

2. ЦЭ-2024 по белорусскому или русскому языку (на выбор учащегося) пройдет в следующие сроки:

  • основной день – 30 мая 2024 г. (четверг);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 21 августа 2024 г.

В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение ЦЭ, определено учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ), который занимается проведением ЦТ.

Регистрация учащихся XI классов для участия в ЦЭ, выдача пропусков для входа в пункт ЦЭ, выдача сертификатов осуществляются в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО). Таким образом, одиннадцатиклассники прибудут в пункт ЦЭ только два раза для сдачи самого экзамена.

Подготовку и проведение ЦЭ можно условно разделить на три этапа.

1 этап. Подготовительный (декабрь 2023 г.-13 мая 2024 г.)

1. До 1 февраля 2024г. Министерством образования по предложениям главных управлений образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома будут утверждены перечни пунктов проведения ЦЭ и закрепление за каждым пунктом УОСО.

Пункты проведения ЦЭ формируются в каждом районе. В качестве пунктов ЦЭ определяются учреждения высшего и среднего специального образования. Вслучае отсутствия в районе учреждения высшего или среднего специального образования, пунктом ЦЭ может быть УОСО.

В целях предупреждения вопросов, касающихся «человеческого фактора», «неравных условий», при сдаче ЦЭ в УОСО для работы в аудиториях будут привлекаться педагогические работники из других учреждений образования, а также из других районов.

2. До 1 февраля 2023 г. в УОСО должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в ЦЭ. Работа по определению учащимися предметов для сдачи ЦЭ должна быть завершена в УОСО до 1 марта 2024 г.

Заявления на участие в ЦЭ подаются учащимися на бумажном носителе руководителю УОСО по установленной форме при предъявлении документа (копии документа), удостоверяющего личность, или одним из законных представителей при предъявлении документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих статус законного представителя.

Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия УОСО в период с 1 по 20 апреля 2024 года.

Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов (русский или белорусский) возможно только до истечения сроков регистрации, т.е. до 20 апреля 2024 г.

Отдельного внимание заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать ЦЭ и соответственно ЦТ, или сдавать выпускной экзамен в УОСО и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом, данная категория учащихся совместно с законными представителями должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Иные бланки ответов не предусмотрены.

3. От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам (далее – республиканская олимпиада).

Победители третьего этапа республиканской олимпиады (диплом I, II, III степени) освобождаются от одного ЦЭ – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по данному учебному предмету выставляется 10 баллов.

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (диплом I, II, III степени) освобождаются от всех ЦЭ. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов, по остальным предметам – годовая отметка.

Учитывая, что учащиеся XI класса должны определиться с предметами для ЦЭ в феврале месяце, а заключительный этап республиканской олимпиады проходит в конце марта, то для освобождения от ЦЭ победителям олимпиады необходимо будет написать заявление на имя руководителя УОСО.

Сохранены льготы для победителей третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады при поступлении в учреждения высшего образования. Как и ранее победители заключительного этапа республиканской олимпиады зачисляются без вступительных экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).

Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады, как и ранее, имеют право поступить без экзаменов в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные вузы на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.

Кроме того, диплом I степени третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады дает право на выставление 100-баллов по соответствующему профильному предмету.

Если учащиеся решили воспользоваться указанными льготами, то в приемную комиссию вуза они предоставляют диплом победителя олимпиады (сертификат ЦЭ или ЦТ ими не выдаются).

Если победители третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады приняли решение поступать в учреждение высшего образованию по профилю, не связанному с победой на олимпиаде (победитель по физике поступает в медицинский университет), то они могут выбрать одну из двух траекторий:

быть освобождены от ЦЭ на основании заявления на имя руководителя УОСО и принимать участие в ЦТ, сдав три экзамена;

отказаться от освобождения от ЦЭ (заявление на имя руководителя не подается) и получить необходимые для поступления в учреждение высшего образования 2 сертификата на ЦЭ и один на ЦТ.

4. К ЦЭ допускаются учащиеся, которые имеют положительные годовые отметки по учебным предметам, по которым проводится ЦЭ.

Учащиеся, которые не допущены к ЦЭ, получают справку об обучении.

2 этап. Основной (май 2024 г.)

1. Органы управления образованием совместно с УОСО несут ответственность за доставку и сопровождение учащихся к пункту ЦЭ и обратно.

Доставка к пунктам ЦЭ и обратно к УОСО будет организована от учреждения образования в сопровождении педагогического работника. И это не зависит от того, требуется ли подвоз из сельского пункта в райцентр, или речь идет о передвижении в самом районном центре, областном городе или в г.Минске.

Прибытие в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до начала экзамена. Время начала ЦЭ в 11.00.

Накануне проведения ЦЭ случайным образом учащиеся распределяются по аудиториям.

2. В день проведения ЦЭ в пункте обеспечивается пропускной режим. Участники ЦЭ пропускаются в пункт только по спискам, на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска. В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается его допуск в пункт при условии нахождения в списках зарегистрированных на ЦЭ. Данному учащемуся пропуск оформляется непосредственно в пункте проведения ЦЭ. Учащиеся, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

В пункте проведения ЦЭ в дни его проведения организуется работа поста медицинской помощи.

3. В аудиториях находятся три педагогических работника, один из которых – учитель учебного предмета, по которому проводится ЦЭ. Распределение педагогических работников по аудиториям осуществляется случайным образов утром в день проведения ЦЭ.

4. Доставка экзаменационных материалов из РИКЗ осуществляется фельдъегерской службой. Вскрытие и упаковка экзаменационных материалов проводится непосредственно в аудиториях.

Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы. В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей, иное).

Внесены изменения в тестовые задания для ЦЭ. Уменьшено количество заданий по большинству учебных предметов. В тестах не используются задания повышенного пятого уровня сложности. Используются задания только 4-х уровней сложности с увеличением до 75% количества заданий 1-3 уровней сложности. Увеличена часть «В» до 20-22 заданий, а также произведено уменьшение части «А». Тест сформирован на основе заданий базового уровня освоения учебных программ по учебным предметам.

Ознакомиться с новой структурой, формой и уровнем сложности экзаменационных материалов можно при прохождении репетиционного тестирования, которое проводится в три этапа с октября 2023 года по апрель 2024 года. Подробная информация по всем вопросам размещена на сайте РИКЗ.

5. Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:

проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;

фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;

вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику (за исключением калькулятора на ЦЭ по физике и химии, который не является средством хранения, приема и передачи информации), фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;

выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;

фотографировать экзаменационные материалы;

разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;

произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.

Нарушение правил влечет за собой удаление из аудитории, бланк ответов не проверяется, участник может сдать экзамен только в августе. Следовательно – теряет право поступления в учреждение высшего образования.

6. Завершением основного этапа является отправка экзаменационных материалов на обработку в опломбированных вализах государственной фельдъегерской службой.

3 этап. Заключительный

На этом этапе РИКЗ осуществляет проверку выполненных работ, оформляет сертификаты и передает их в пункты проведения ЦЭ.

По итогам прохождения ЦЭ каждый учащийся XI класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу, по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.

Сертификат ЦЭ, как и сертификат ЦТ, действителен два года.

Завершается заключительный этап 12 июня 2024 г. выпускным вечером, на котором выпускники, сдававшие ЦЭ в основные даты и резервные дни в мае, в торжественной обстановке получают аттестаты об общем среднем образовании.

Выпускники, сдававшие ЦЭ в июле, получат аттестат об общем среднем образовании в индивидуальном порядке и смогут участвовать в конкурсе для зачисления в учреждения высшего образования.

Выпускники, сдававшие ЦЭ в августе, также получат аттестат об общем среднем образовании в индивидуальном порядке, но участвовать во вступительной кампании в учреждения высшего образования в 2024 году не смогут. Однако, они смогут продолжить обучение в учреждениях среднего специального образования.


ПУНКТЫ РТ 2023-2024ГГ. В МОГИЛЕВЕ И МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

По информации куратора РТ/ЦТ/ЦЭ в Беларуси — РИКЗ (УО «Республиканский институт контроля знаний»), в 2023/2024 учебном году, как всегда, репетиционное тестирование (РТ), т.е. без выдачи сертификатов, будет проходить в три этапа:

  • • 1-й этап – октябрь-декабрь 2023г.
  • • 2-й этап – январь-февраль 2024г.
  • • 3-й этап – март- апрель 2024г.

Тестирование можно пройти по следующим учебным предметам:

  1. белорусский язык,
  2. русский язык,
  3. математика,
  4. физика,
  5. химия,
  6. биология,
  7. история Беларуси,
  8. всемирная история (новейшее время),
  9. география,
  10. иностранный язык (английский/ немецкий/ французский/ испанский/ китайский),
  11. обществоведение.

Важно! РИКЗ ообщил, что в тестах РТ 2023/24 учебного года всех этапов будут присутствовать задания пятого уровня сложности. 


Соотношение заданий частей «А»//«В» в тестах, а также время, отведенное на выполнение всей работы:


Сколько нужно платить

Стоимость участия в РТ, в том числе за предоставление решений заданий теста для проведения работы над ошибками, составляет 9р.90 коп. (BYN) за один учебный предмет.

Как и где можно оплатить РТ

Оплатить участие в РТ можно через систему ЕРИП — «Расчет» единого расчетного пространства Национального банка Республики Беларусь.

Сделать это можно с использованием банковских платежных карточек в:

  • платежно-справочных терминалах (инфокиосках),
  • платежных терминалах и банкоматах,
  • терминалах Cash-In,
  • расчетно-кассовых центрах.

А также с использованием интернет-банкинга, мобильного банкинга или наличными денежными средствами в кассах любого банка.

Важно! 

  1. При оформлении платежа необходимо указать серию и номер документа, удостоверяющего личность участника тестирования.
  2. Внести оплату нужно в течение 24 часов после подачи заявки.

Как зарегистрироваться на РТ и где можно написать тест

Для того чтобы принять участие в РТ, необходимо зарегистрироваться на РТ можно в Личном кабинете на сайте РИКЗ — Республиканского института контроля знаний Министерства образования. Там же на выбор предлагаются пункты тестирования (вузы/колледжи) вашей области и точные даты, время испытаний.


Что нужно (можно) брать с собой на РТ

Каждый абитуриент должен при себе иметь:

1. паспорт;

2. черную гелевую ручку;

3. квитанцию об оплате.


Еще один вариант попробовать свои силы в написании тестов — дистанционное репетиционное тестирование (ДРТ)

Данный формат работы позволяет бесплатно выполнить тесты по всем 15 предметам, разобрав подробно задания, а также свои ошибки, не выходя из дома.

Подробности – здесь.


Где можно узнать результаты РТ

Результаты репетиционного тестирования абитуриенты смогут посмотреть на сайте РИКЗ, указав личный код участника, серию и номер паспорта, с которым проходили тестирование.

По окончании всего этапа(!) РТ, т.е. 1-го, 2-го или 3-го, каждый абитуриент получит возможность ознакомиться с полной консультацией от РИКЗ (документ в формате .PDF) и сверить свои ответы с ключами, т.е. увидеть собственные допущенные ошибки.


 После 9-го класса экзамены будут проходить в основные сроки – с 3 по 10 июня 2024 г., а в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г.

Учащиеся будут сдавать следующим образом:

  • «Белорусский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Русский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
  • «История Беларуси» – по билетам в устной форме.

Учащиеся с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи проходят испытания по следующим предметам:

  • «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося);
  • «Математика»;
  • «История Беларуси».

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде выпускных экзаменов. Обязательными являются:

«Белорусский язык» в письменной форме (изложение);

«Русский язык» в письменной форме (изложение);

«Математика» в письменной форме (экзаменационная работа);

«История Беларуси» в сочетании устной и практической форм (билет).

Министерством образования Республики Беларусь даны рекомендации по проведению в 2023/2024 учебном году централизованных экзаменов, выпускных экзаменов (по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования).

Начиная с 25 мая 2023 г. в учреждениях образования будут проводиться по утвержденному руководителем учреждения образования расписанию консультации по подготовке к выпускным экзаменам.

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованных экзаменов или выпускных экзаменов.

Итоговые испытания в виде централизованного экзамена проводятся для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

Итоговые испытания могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена (по выбору учащегося):

  • для учащихся с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования. Учащиеся, которые итоговые испытания проходят в виде выпускных экзаменов, при поступлении в учреждения высшего образования сдают внутренние вступительные испытания; учащиеся, которые итоговые испытания проходят в виде централизованного экзамена, – сдают централизованное тестирование;
  • для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении.

Учащиеся гимназии-колледжа искусств дополнительно сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме в период с 25 по 31 мая 2024 г.

Обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната (постановление Министерства образования от 8 августа 2022 г. № 234) аттестация в порядке экстерната проводится в соответствии с постановлением Министерства образования от 11 июля 2022 г. № 184 и состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам, по которым экстерном сдаются экзамены, отметок по итогам прохождения экстерном итоговых испытаний по отдельным учебным предметам и отметок из справки об обучении. Итоговые испытания экстерны проходят по двум учебным предметам в виде централизованного экзамена, которые определены постановлением Министерства образования от 23 августа 2022 г. № 278.

Централизованные экзамены проводятся:

1. по профильному предмету (физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению), который каждый выпускник сможет выбрать сам, на свое усмотрение, пройдет в следующие сроки:

  • основной день – 27 мая 2024 г. понедельник);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 19 августа 2024 г.

2. по белорусскому или русскому языку (на выбор учащегося) пройдет в следующие сроки:

  • основной день – 30 мая 2024 г. (четверг);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 21 августа 2024 г.

Выпускной экзамен по учебным предметам проводится в основные сроки – с 3 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 23 августа 2024 г. в следующих формах:

  • «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;
  • «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
  • по иным учебным предметам (по выбору учащегося) по билетам в устной форме.

Выпускники гимназии-колледжа искусств после 9-го и 11-го классов дополнительно сдают творческий экзамен в практической форме.

Выпускники колледжей при завершении обучения по программам профессионально-технического и среднего специального образования сдают выпускные экзамены:

  • «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;
  • «Математика» – контрольная работа в письменной форме.

Обращаем внимание, что практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.

37. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены.

Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили неудовлетворительную отметку не более чем по двум учебным предметам (модулям), учащиеся, которые не явились на выпускные экзамены, сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам (модулям) в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

Учащиеся, которые не явились на выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в иные сроки и (или) при сдаче в иные сроки выпускного экзамена получили неудовлетворительную отметку, остаются на повторный год обучения.

38. К выпускным экзаменам, централизованным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованный экзамен.

Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие на выпускном экзамене по одному учебному предмету (модулю) неудовлетворительную отметку, могут сдать выпускной экзамен по этому учебному предмету (модулю) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

Учащиеся, не явившиеся по уважительной причине на централизованный экзамен, могут быть допущены к централизованному экзамену в резервный день или иной срок в порядке, установленном Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением, утвердившим настоящие Правила.

39. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года не более чем по двум учебным предметам (модулям) или не аттестованы не более чем по двум учебным предметам (модулям), за исключением учебных предметов (модулей), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, допускаются к аттестации по итогам учебного года по этим учебным предметам (модулям) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

40. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования от выпускных экзаменов при условии наличия положительных отметок по итогам учебного года освобождаются:

40.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

40. 2 на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

40. 3. на основании приказа руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа:

учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определенный в порядке, предусмотренном частью первой пункта 5 статьи 161 Кодекса

Республики Беларусь об образовании; учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

учащиеся, находящиеся в соответствии с законодательством в самоизоляции на даты проведения выпускных экзаменов;

40.4. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственновластные полномочия в сфере образования, и приказов руководителей учреждений образования, подчиненных Министерству образования, – кандидаты и участники официальных международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.

41. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования от выпускного экзамена по соответствующему учебному предмету освобождаются:

41.1 на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственновластные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

41.2 на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

41.3 на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету.

42. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов при условии наличия положительных отметок по результатам аттестации по итогам учебного года освобождаются:

42.1 на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

42. 2 на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.

43 По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования от выпускного экзамена, централизованного экзамена по соответствующему учебному предмету освобождаются:

43.1 на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственновластные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

43.2 на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.

44. Для освобождения от выпускных экзаменов:

учащиеся (законный представитель несовершеннолетнего учащегося), указанные в абзаце втором подпункта 40.3 пункта 40 настоящих Правил, за исключением учащихся, имеющих инфекцию, вызванную коронавирусом COVID-19, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии; учащиеся (законный представитель несовершеннолетнего учащегося), указанные в абзаце третьем подпункта 40.3 пункта 40 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление, копию свидетельства о рождении ребенка;

Министерство спорта и туризма не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов представляет в Министерство образования списки учащихся, указанных в подпункте 40.4 пункта 40 настоящих Правил; городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа списки учащихся, имеющих инфекцию, вызванную коронавирусом COVID-19, и иных учащихся, находящихся в самоизоляции, на даты проведения выпускных экзаменов.

Учреждения образования представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образования о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, а также копии документов, указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта.

Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение двух дней со дня представления городскими, районными, зональными и районными в городах центрами гигиены и эпидемиологии списков учащихся, указанных в абзаце пятом части первой настоящего пункта, и учреждением образования документов, указанных в части второй настоящего пункта, принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов и доводит до сведения учреждений образования в течение двух дней.

45. Учащимся, указанным в подпунктах 40.3, 40.4 пункта 40 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок выставляются годовые отметки.

Учащимся, указанным в пунктах 41, 43 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки по соответствующему учебному предмету выставляется отметка 10 (десять) баллов.

Учащимся, указанным в подпунктах 40.1, 40.2 пункта 40, пункте 42 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок:

по учебному предмету, по которому они стали победителями заключительного этапа

республиканской олимпиады, выставляется отметка 10 (десять) баллов; по иным учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, выставляются годовые отметки.

46. На основании сроков проведения выпускных экзаменов, установленных Министерством образования в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании, учреждение образования определяет даты проведения каждого выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания  на II и III ступенях общего среднего образования в расписании выпускных экзаменов.

Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов. При составлении расписания выпускных экзаменов необходимо учитывать:

не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена

в письменной форме по соответствующему учебному предмету; проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе; обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее

одного дня.

  • Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разрабатываемым Министерством образования, и билетам, разрабатываемым Министерством образования.

Тексты, билеты для проведения выпускных экзаменов разрабатываются Министерством образования на основании требований образовательного стандарта базового образования, образовательного стандарта среднего образования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.

Практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица).

  • Составы экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов утверждаются руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и два члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен.

В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и три члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен.

Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен.

49. Выпускные экзамены по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.

Продолжительность выпускных экзаменов по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, устанавливается с учетом специфики учебного предмета, структурных элементов экзаменационной работы.

Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

Экзаменационные работы учащихся по завершении выпускных экзаменов, которые проводились в письменной форме, хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица) и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ учащихся осуществляется в учреждении образования.

50. На выпускные экзамены, которые проводятся в письменной форме, учащимся не разрешается приносить тетради, учебные пособия, учебники, учебные и справочные материалы.

На выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, учащиеся могут пользоваться картами, схемами, репродукциями, фонозаписями, аудиовизуальными средствами, музыкальными инструментами, учебно-лабораторным оборудованием.

51. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене, который проводится в устной форме или в сочетании устной и практической форм, учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по структурным элементам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на структурные элементы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае, если учащийся не ответил по билету, то экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

52. Экзаменационные комиссии учреждений образования вносят отметки, полученные учащимися по результатам сдачи выпускных экзаменов, централизованных экзаменов, в протокол выпускного экзамена по форме согласно приложению 26, протокол централизованного экзамена по форме согласно приложению 27.

Протокол выпускного экзамена, централизованного экзамена подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету.

В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии при оценке результатов сдачи учащимся выпускного экзамена вопрос решается большинством голосов с записью в протоколе выпускного экзамена мнения каждого члена экзаменационной комиссии, который не согласен с выставленной отметкой.

Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.

Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене, который проводится в устной, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, объявляются учащимся по завершении выпускного экзамена, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

53. По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки, полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую отметку.

Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене.

Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.

54. Пересмотру не подлежат отметки, полученные на выпускных экзаменах, централизованных экзаменах, итоговые отметки, а также отметки по итогам года по учебным предметам (модулям) по итогам их изучения в предыдущих классах, которые вносятся в документ об образовании (свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).

55. Учащиеся гимназии – колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования наряду с выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Учащиеся гимназии – колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с выпускными экзаменами, централизованными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Даты проведения выпускных экзаменов по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, устанавливает руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования.

56. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Белорусский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)».

В случае, если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.

57. Учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Русский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)».

Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.

58. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «История Беларуси» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)».

Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «История Беларуси», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.

Отметка, полученная на выпускном экзамене, за речевое оформление устного ответа этим учащимся не снижается.

59. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с русским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Белорусский язык», не аттестуются по этому учебному предмету.

В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)».

Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Русский язык».

В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык».

60. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с белорусским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Русский язык», не аттестуются по этому учебному предмету.

В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)».

Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык».

В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык».

61. Учащиеся, содержащиеся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении и осваивающие содержание образовательной программы среднего образования, учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проходить в виде выпускного экзамена или централизованного экзамена.

Для выпускных экзаменов, которые проводятся в письменной форме, контрольноизмерительные материалы разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственновластные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Даты проведения выпускных экзаменов устанавливает руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования.

62. В отдельных случаях (лечение, переезд на новое место жительства, иные уважительные причины, подтвержденные документально) сроки проведения выпускных экзаменов на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) могут быть изменены учреждением образования по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, но не ранее 15 мая и не позднее 10 июля.

На основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и по ходатайству Министерства спорта и туризма, направленному в учреждение образования, сроки проведения выпускных экзаменов могут быть изменены учреждением образования по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственновластные полномочия в сфере образования, но не ранее 15 мая и не позднее 10 июля для учащихся, которые принимают участие в официальных международных спортивных соревнованиях, в случае совпадения сроков подготовки к международным спортивным соревнованиям и проведения международных спортивных соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.

При этом для выпускных экзаменов, которые проводятся в письменной форме, контрольно-измерительные материалы разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

63. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их завершения, сдают до 10 июля текущего учебного года выпускные экзамены по тем учебным предметам, по которым они не сдали выпускной экзамен в основной срок. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

64. В августе текущего учебного года по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом), проводятся:

аттестация по итогам учебного года учащихся, получивших учебные задания

на лето; выпускные экзамены для учащихся, которые по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования имеют неудовлетворительные годовые отметки или не аттестованы по двум учебным предметам; выпускные экзамены для учащихся, которые по завершении обучения и воспитания

на II и III ступенях общего среднего образования не явились на выпускные экзамены; повторно выпускные экзамены для учащихся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в сроки, установленные в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании, получили неудовлетворительные отметки не более чем по двум учебным предметам (модулям); выпускные экзамены для учащихся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и продолжали болеть после их проведения, за исключением учащихся, заболевших в период проведения выпускных экзаменов и имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, определенный в порядке, предусмотренном частью первой пункта 5 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании; выпускные экзамены для учащихся, которые проживают или получают образование в зоне радиоактивного загрязнения и выезжали в организованном порядке на оздоровление в санаторно-курортные и оздоровительные организации в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов.

Контрольно-измерительные материалы для выпускных экзаменов по учебным предметам (модулям), которые проводятся в августе текущего учебного года в письменной форме, составляются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании текстов, содержащихся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разработанных Министерством образования.

65. После завершения централизованных экзаменов в основной срок проводятся до 1 июня централизованные экзамены в резервные дни. Централизованные экзамены в резервные дни сдают:

учащиеся, проживающие или получающие образование в зоне радиоактивного

загрязнения и выезжающие в организованном порядке на оздоровление в санаторнокурортные и оздоровительные организации в сроки, установленные для проведения централизованных экзаменов; учащиеся, которые заболели в основной срок проведения централизованных

экзаменов; учащиеся, которые не явились на централизованный экзамен в основной срок

по уважительным причинам.

66. В иные сроки, совпадающие с датами проведения централизованного тестирования в резервные дни, централизованные экзамены сдают:

учащиеся, которые заболели в период проведения централизованных экзаменов в основной срок и продолжали болеть во время проведения централизованных экзаменов в резервные дни; учащиеся, которые заболели повторно в период проведения централизованных

экзаменов в резервные дни; учащиеся, которые не явились на централизованные экзамены в резервные дни

по уважительным причинам; лица, которые не подали документы для прохождения аттестации в порядке

экстерната в установленные сроки.

67. В иные сроки в августе централизованные экзамены сдают:

учащиеся, которые не явились на централизованные экзамены в резервные дни и иные сроки, совпадающие с датами проведения централизованных экзаменов в резервные дни, по уважительным причинам; учащиеся, которые были удалены с централизованного экзамена в основной срок, резервные дни и иной срок, совпадающий с датами проведения централизованного тестирования в резервные дни; учащиеся, бланки ответов которых на централизованном экзамене на основании решения комиссии учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний» не подлежали обработке; лица, которые не подали документы для прохождения аттестации в порядке экстерната в установленные сроки по уважительным причинам.

Письмо Министерства образования Республики Беларусь «О завершении учебных занятий, окончании 2022/2023 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования» (внешняя ссылка https://edu.gov.by)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году»внешняя ссылка https://edu.gov.by)

Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» (внешняя ссылка https://adu.by)

Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (с изменениями и дополнениями от 09.11.2021 № 243) (внешняя ссылка https://adu.by)

Постановление Министерства образования от 30.12.2022 №509 Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 №184 (внешняя ссылка https://edu.gov.by)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (внешняя ссылка https://adu.by)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (внешняя ссылка https://edu.gov.by)

Телефон «горячей линии» по вопросам проведения выпускных экзаменов:
+372 22 224-31-13

Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.

Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.

Не терять времени зря — проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.

Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.

Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).

При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».

Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:

тип запоминания информации (зрительный — все читать самому, слуховой — читать и проговаривать вслух, двигательный — подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);

тип темперамента (холерику — создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику — осознать ответственность деятельности; меланхолику — верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику — самоконтроль времени).

Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.

Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.

Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.

Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.

Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:

Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.

В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета — вдох, на 2 счета — задержка дыхания, на 5-6 счетов — выдох), дышать животом в течение 1 мин..

Использовать элементы аутотренинга — в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».

Использовать смехотерапию.

Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!

Заботиться о своем здоровье:

Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий — 15-20 мин. активного отдыха).

Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.

Отдыхать на природе.

Накануне экзамена

Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.

Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена — аудитория, место, необходимый материал (ручки).

Подготовить все необходимое, одежду.

Настроиться на успех (все будет хорошо).

Хорошо выспаться.

Утром — проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая зарядка, завтрак.

Рассчитать время, придти в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросы, очередь, поиск аудитории).

На экзамене

Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное место, заполнить бланк…).

Осмотреться и успокоиться.

Сконцентрироваться:

мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос;

сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю);

сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4);

провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.

Контролировать время, распределив свою работу.

Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).

Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться, обратить внимание на обратные задания (не является).

Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания — пометить их в черновике значком сложности (очень сложно — ?, средний уровень сложности — !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен — отвечай, не уверен — рассуждай (исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся — выбери тот, что ближе).

Контролировать свое состояние — успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.

Доверять интуиции, включить в работу свое подсознание.

Будь уверен в себе — и ты справишься!



В 2023/2024 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – с 1 сентября 2023 г. по 28 октября 2023 г.;

вторая – с 8 ноября 2023 г. по 23 декабря 2023 г.;

третья – с 8 января 2024 г. по 23 марта 2024 г.;

четвертая – с 1 апреля 2024 г. по 31 мая 2024 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 10 дней с 29 октября 2023 г. по 7 ноября 2023 г. включительно;

зимние – 15 дней с 24 декабря 2023 г. по 7 января 2024 г. включительно;

весенние – 8 дней с 24 марта 2024 г. по 31 марта 2024 г. включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 81 день с 12 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 19 февраля 2024 г. по 25 февраля 2024 г. продолжительностью 7 дней.