КлассВремя
ЗАВТРАК
1 «А», 1 «Б», 1 «В»8.30
2«А», 2 «Б», 2 «В», 3 «А»9.15
3 «Б», 3 «В»10.10
4 «А», 4 «Б», 4 «В»15.15
Бесплатные завтраки
5-1110.10
Платные горячие завтраки
5-1111.10
Платные экспресс-завтраки
5-1111.10
ОБЕДЫ
Бесплатные обеды (одноразовое питание)12.10
Платные обеды13.10
ГПД1 «А», 1 «Б», 1 «В»12.10
ГПД2-ых кл.13.05
ГПД3-их кл.14.00
Бесплатные обеды (двухразовое питание)14.00
ПОЛДНИК
1-ые кл.16.00
2-ые кл.16.35
3-ие кл.16.50

Горячее питание — здоровое питание

Уважаемые родители. С целью обеспечения единого рациона питания в учреждениях общего среднего образования г. Могилева при организации как платного, так и бесплатного питания учащихся с 11.11.2019 года устанавливаются единые денежные нормы.

На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.01. 2022 г. № 29 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 г. № 317» устанавливаются следующие суммы:

ЗАВТРАКИ
1,97 руб.1-4 кл, 5 кл (10 лет) одноразовое
3-х разовое бесплатное (ГПД)
1,53 руб.5-11 кл платное
5-11 кл бесплатное 2-х разовое
ОБЕДЫ
1,90 руб.3-х разовое бесплатное (ГПД)
Платное ГПД
2,29 руб.5-11 кл. платное
5 (11 лет) — одноразовое бесплатное
5-11 кл бесплатное 2-х разовое
ПОЛДНИКИ
0,43 руб.3-х разовое бесплатное (ГПД) Платное ГПД

Для эффективной организации платного питания в школе с 1 марта 2018 года оплата производится производиться способом безналичного расчета. Платеж можно совершать через ЕРИП по лицевому счету учащегося.

Алгоритм действий

1.Платежи, переводы
2.Система «Расчет» ЕРИП
3.Платежи по городу. Могилев
4.Образование и развитие
5.Комбинат школьного питания
6.Лицевой счет учащегося, сумма.

Номер лицевого счета учащегося, доведенный ранее, остается действительным, при необходимости данную информацию можно уточнить у классного руководителя.



Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694 «Положение об организации питания учащихся, получающих общее среднее  образование, специальное образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» определены категории учащихся, которым  в учреждениях образования за счет средств республиканского и местных бюджетов предоставляется бесплатное горячее питание в учебные дни (к учебным дням относятся дни, в которые проводятся уроки по утвержденным учебным планам):

         Дети из малообеспеченных семей

         2-хразовое бесплатное питание

        Дети из многодетных семей

         2-хразовое бесплатное питание

        Дети-инвалиды

         2-хразовое бесплатное питание

Категории учащихся для получения одноразового бесплатного питания

Учащиеся 1-4 классов (кроме учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования)

Учащиеся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, проживающие в сельских населенных пунктах и учащиеся 5-11 классов общего среднего образования, проживающие в сельских населенных пунктах и посещающие городские учреждения общего среднего образования

Учащиеся из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы

Учащиеся из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия

Учащиеся из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий.

Учащиеся из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Учащиеся из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

Учащиеся с особенностями психофизического развития, обучающиеся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

         Учащиеся специализированных по спорту классов.

         Учащиеся, находящиеся в социально опасном положении.

         Питание учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном для воспитанников учреждений дошкольного образования.

Для получения бесплатного питания родители или законные представители учащихся с 1 по 25 августа подают заявление руководителю учреждения образования.

К заявлению прилагаются:

сведения о доходах каждого члена семьи учащегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, и справка о месте жительства и составе семьи – для малообеспеченных семей, дети которых обучаются в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;

удостоверение многодетной семьи – для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;

удостоверение инвалида – для детей-инвалидов, обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;

удостоверение инвалида – для семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы;

справка о месте жительства и составе семьи  — для учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, проживающих в сельских населенных пунктах и посещающих городские учреждения общего среднего образования.

При определении среднедушевого дохода семьи учащегося (исчисляется за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения за бесплатным питанием)  в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.

Решение о предоставлении бесплатного питания по заявлениям, поданным с 1 по 25 августа, принимается комиссией в течение пяти дней после истечения указанного срока подачи заявлений и оформляется приказом руководителя учреждения образования.

В случае обращения за предоставлением бесплатного питания после 25 августа комиссия принимает решение о его предоставлении в течение пяти дней со дня подачи заявления. При этом бесплатное питание предоставляется со дня принятия комиссией такого решения.

Учащиеся, для которых не предусмотрено питание за счет средств республиканского и местных бюджетов, обеспечиваются питанием за счет средств родителей или иных законных представителей.

Не вызывает сомнения тот факт, что родители для ребенка являются образцом для подражания. Если все члены семьи придерживаются правильного питания, то дети с легкостью перенимают ваши здоровые привычки питания. Но с такой же легкостью детям свойственно перенимать и все вредные привычки родителей! Поэтому одним из самых ценных подарков, который можно сделать своему ребенку, – воспитать у него правильные пищевые привычки, которые будут сопровождать его по жизни. 

Основные пути формирования здоровых пищевых привычек у детей следующие. 

1. О правильном питании нужно говорить! 

Необходимо разговаривать с ребенком о важности правильного питания, объяснять, что одни продукты несут пользу для организма, а другие наносят огромный вред здоровью. Можно посмотреть всей семьей, а потом и обсудить мультфильмы о еде, поскольку визуальная информация легче воспринимается детьми. Для ребят постарше подойдут документальные фильмы. 

2. В доме не должен водиться «пищевой мусор» 

Конфеты, печенье, газированная вода, сухарики с солью, чипсы, колбасные изделия и т.п. – польза этих пищевых продуктов практически сводится к нулю. Чем реже в доме будут появляться данные продукты, тем меньше у ребенка будет искушение их съесть. 

3. Сладости – это не поощрение и награда 

Многие родители используют сладости как поощрение, например, при хорошем поведении, хорошей оценке в дневнике или за помощь по дому. Нельзя делать торт кульминацией ужина, а поедание мороженого – главным событием на прогулке.  

4. Сахар – в минимальных количествах.  

Нередко, чтобы стимулировать детей съесть кашу, выпить кефир и т. д., родители добавляют сахар в эти продукты. Следует помнить, что на формирование пищевых привычек это влияет отрицательно: ребенок начинает воспринимать как вкусную только подслащенную еду. Для обогащения вкуса в блюда все же лучше добавлять фрукты, овощи или ягоды. 

5. Выбирайте продукты вместе с ребенком 

Чтобы вызвать интерес у детей к полезным продуктам, следует дать им возможность поучаствовать в выборе этих продуктов. Можно вместе пойти на в магазин, при этом обучать ребенка правильному выбору, например, фруктов и овощей, показывать, как определить их свежесть, спелость и т. п. 

6. Красивая сервировка 

Красивая сервировка не только может поспособствовать повышению аппетита у ребенка, но поможет понять ему, что полезные блюда могут быть аппетитными и  вкусными.  

7. Включайте овощи и фрукты в каждый прием пищи 

По мнению диетологов, как для детей, так и взрослых ключевыми продуктами питания должны быть овощи и фрукты. По возможности, их следует включать в каждый прием пищи, что обеспечит организм ребенка необходимым количеством витаминов, микроэлементов, а также позволит работать правильно желудочно-кишечному тракту, поскольку в овощах и фруктах содержится много клетчатки.  

8. Преимущество за медленными углеводами 

Быстрые углеводы, которые содержатся в белом хлебе, белом рисе, сладостях вызывают резкое повышение сахара в крови, но при этом насыщают ненадолго, в то время как медленные углеводы, содержащиеся в цельнозерновом хлебе, хлебе с отрубями, цельном овсе, гречке, имеют в своем составе больше витаминов, а также обеспечивают длительное чувство насыщения.  

9. Если перекус, то полезный! 

Красиво нарезанные ломтики фруктов и овощей – прекрасная альтернатива печенью, сушек, сладких десертов и других подобных перекусов. Возможно не сразу, но все-таки ребенку это понравится. 

10. Покажите пример ребенку 

Трудно накормить ребенка тушеными овощами, если родители кушают жареную картошку. Дети учатся, повторяя за родителями. Сформировать у ребенка правильные пищевые привычки – хороший стимул родителям для совершенствования своего питания. Прежде чем приучать ребенка к здоровому питанию, скорректируйте собственный рацион! 

Беречь здоровье нужно смолоду!

Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует здоровью в будущем, обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде и формирует здоровье взрослого населения.

Недостаток белка, витаминов и микроэлементов приводит к задержке в развитии, повышает риск возникновения инфекций, анемии, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Правильный режим питания

  • Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно также давать ребенку творог или яйцо, второе блюдо – чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром.
  • В школе ученик должен ОБЯЗАТЕЛЬНО получить горячий завтрак.
  • Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может способствовать развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.
  • Придя, домой из школы, ребенку необходимо получить полноценный обед из 3-х блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому не следует давать детям много жидкого блюда, школьникам 7-11 лет достаточно 300г супа. Основная часть обеда – второе блюдо должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо – сладкое (компот, кисель и др.)
  • На полдник детям необходимы: кефир, молоко, чай со сдобной булочкой, ватрушкой, пряником. Хорошо дополнить полдник ягодами, фруктами.
  • Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком обычно бывает неспокойным. Ужин должен состоять их двух блюд: первое – творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда, второе – молоко, кефир, простокваша, кисель и др.
  • Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не отвлекаясь, так как чтение, оживленные разговоры и т.д. во время еды затормаживают выделение пищева-рительных соков и ухудшают процесс пищеварения.

Старайтесь использовать продукты антиоксидантного действия:

  • Антиоксиданты – соединения различной химической природы, способные тормозить или устранять свободнорадикальное окисление органических веществ. Антиоксидантными свойствами обладают витамины А,С и Е. Источник их поступления в организм – различные растения и продукты животного происхождения:
  • Витамин С (70-100 мг/сут): шиповник, черная смородина, сладкий перец, облепиха, черноплодная рябина, земляника, томаты, цитрусовые, капуста, зеленый лук.
  • Витамин Е (12-17 мг/сут): облепиха, кукуруза, бобовые, нерафинированные растительные масла (лучше оливковое), гречка, семечки подсолнуха, семена злаковых.
  • Витамин А (1-1,5 мг/сут): говяжья печень, сливочное масло, яичный желток; бета-каротины: морковь, красный сладкий перец, петрушка, щавель, сельдерей.

Основными источниками поступления микроэлементов в организм являются следующие продукты:

  • Йод (50-180 мкг/сут): морская капуста, морепродукты, рыба, фасоль, гречневая крупа, чеснок, салат, свекла, огурцы, черноплодная рябина. Поскольку в растительной продукции, выращенной на наших почвах, йода нет, наиболее доступным и эффективным способом восполнения дефицита йода является ежедневное употребление йодированной соли в обычном количестве (5-6 граммов в сутки).
  • Цинк (16 мг/сут): кукуруза, грецкие орехи, овсяная крупа, рис, горох, фасоль, семена подсолнечника и тыквы, картофель, цветная капуста, свекла, морковь, щавель, желток яйца, печень, говядина, креветки, сельдь, судак.
  • Медь (2 мг/сут):растительные продукты (свекла, картофель, яблоки, горох, фасоль, орехи, соя, овсянка, гречка), сыр, печень, рыба, мясо.
  • Селен (100 мкг/сут): чеснок, зерновые (особенно рис, ячмень, овес), рыба. Селен входит в состав фермента глутатионпероксидазы, участвующей в обезвреживании свободных радикалов.
  • Кобальт (100 мкг/сут): щавель, груши, укроп, свекла, зеленый лук, черная смородина, рыба, морковь, клюква, рябина, орехи, горох, фасоль, бобы. Кобальт необходим для системы кроветворения, входит в состав витамина В1.
  • Магний (280-300 мкг/сут) способствует обмену углеводов и белков. Содержится в зеленых листовых овощах, морской капусте, цельном зерне, бобовых, орехах, семечках и редьке.
  • Железо (100-150 мкг/сут) – компонент гемоглобина, увеличивает сопротивляемость организма. Содержится в мясе, рыбе, яблоках, салате, изюме, рябине черноплодной, цельном зерне, орехах и семечках.
  • Особое внимание необходимо уделить назначению калия (овощи, фрукты) как микроэлементу, вытесняющему цезий, и кальцию (молоко и молочные продукты, гречневая крупа), вытесняющему из организма стронций.

КАК ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ ШКОЛЬНИКУ?

Существует теория питания, которая многократно подтверждена практикой и которой придерживаются все страны мира. Она лежит в основе всей диетологии. Так и называется теория сбалансированного или рационального питания, котороевключает следующие законы:

ЗАКОН 1:

Соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергетическим затратам.

ЗАКОН 2

Соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма.

ЗАКОН 3

Сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов).

ЗАКОН 4

Разнообразие используемых пищевых продуктов т.е. широкий ассортимент продуктов питания.

ЗАКОН 5

Соблюдение режима питания.

Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей, пола, их активности. Рацион должен включать такой набор пищевых продуктов, который бы обеспечил энергетические затраты, т.е. полностью удовлетворял потребности растущего организма в пищевых веществах и энергии. В рационе питания должно быть рассчитано количество белков, жиров, углеводов, других веществ. Нужно также учитывать соотношение этих пищевых веществ. Например, белки животного и растительного происхождения- белки сои, мяса и т.д. Белков животного происхождения должно быть не менее 30% от общего количества белка в пищевом рационе.

Организму также необходимы ненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины А, Д, Е, основными пищевыми источниками которых являются нерафинированные льняное, подсолнечное, оливковое масла, рыбий жир. Достаточно употреблять 1-2 чайных ложки смеси этих масел в день в составе продуктов. Рыбий жир необходимо принимать всем в течение всего холодного периода регулярно в профилактической дозировке.

Чтобы получить весь набор минеральных веществ и витаминов, мы должны, по мнению учёных, использовать не менее ста видов растительных продуктов, включая зелень и приправы, листовые и травяные чаи, специи.

Список продуктов получается очень широкий: это и бобовые (горох, фасоль, соя, чечевица), орехи и семечки любые, и все овощи, в том числе все виды капусты (цветная, белокочанная, кольраби, брокколи), фрукты и ягоды по сезону в любом количестве. Каждый день необходимо употреблять не менее4 любых фруктов среднего размера (яблоки, апельсины, груши) и около 300 граммов различных овощей. Это могут быть салаты, винегреты, овощной суп или борщ, овощная нарезка, гарнир из тушёных овощей. Всё годится. Полезны также каши из цельных круп (гречневой, овсяной, перловой, пшённой), которые могут использоваться каждый день в качестве гарнира или как самостоятельное блюдо, так как содержат весь набор необходимых веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы. Очень важным продуктом для детей являются яйца. Трудно переоценить их значение в питании детей. Их можно давать школьникам каждый день в любом виде. Особенно полезны перепелиные яйца.

Хотя бы 1-2 раза в неделю детям нужно готовить рыбу. С точки зрения дополнительного поступления в организм йода более полезна, конечно, морская рыба и другие продукты моря.

Каждый день дети должны получать молочные продукты. При их выборе отдавайте предпочтение традиционным продуктам: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане.

В последнее время уже идет речь о том, что необходимо включать в рацион флавоноиды из трав (флавоноиды – это вещества которые находятся в растениях, обладают способностью укреплять стенки капилляров, имеют антиоксидантное действие). В организм обязательно должны поступать микроэлементы: калий, кобальт, селен и др.

А если ребенок питается в основном сухариками или рацион его питания наполовину состоит из чипсов, то организм явно недополучает многие очень важные питательные вещества. А это чревато серьезными последствиями. Вы дом построите, если кирпичей не будет хватать или цемента не будет? А ведь в нашем организме все построено из тканей. Кожа, мышцы — все это ткани, кровь – это тоже ткань.

Активные вещества, которые регулируют работу тканей, тоже состоят из белков, жиров, углеводов и человек должен их получать с пищей. Если школьник вместо обеда каждый день ест чипсы, то у него возникает нутриентная недостаточность — недостаточность аминокислот, витаминов, других необходимых веществ. И если питание не корректируется, то это, в конце концов, заканчивается ослаблением защитных функций организма, человек становится более подвержен воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе воздействию патогенных микроорганизмов, вызывающих острые респираторные вирусные инфекции. У школьника, который правильно питается, хорошо функционируют ферментные системы и иммунная система способна его защитить. Если же организм недополучает нужных веществ, то эти системы ослаблены, соответственно и защитить организм от неблагоприятных факторов окружающей среды они не в состоянии.

НЕОХОДИМО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Чтобы быть здоровым необходимо получать горячее питание не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий. К такому выводу пришли американские учёные. Дети, отказавшиеся от завтрака, в школе испытывают такой дефицит энергии, что переедают за обедом и ужином. Это приводит к нарушению обменных процессов и повышению массы тела. Кроме того, те дети, которые регулярно отказываются от завтрака, чаще болеют простудными заболеваниями, чем их «завтракающие» сверстники.

Очень важно, чтобы завтрак протекал в спокойной обстановке. Особенно полезен завтрак, содержащий злаки, фрукты, молочные продукты, яйца. Первый завтрак должен быть дома.

Второй завтрак дети получают в школе. Это необходимо, посколькуактивно работающий мозг в промежутке между 9 и 13 часами нуждается в дополнительном количестве питательных веществ, нельзя пренебрегать этим приёмом пищи.

Период с 13 до 15 часов является идеальным временем для обеда. Не следует откладывать его на более поздний период или отказываться от обеда вообще. В это время активно работают все органы пищеварения, обеспечивая хорошее расщепление и усвоение пищевых масс. Другими словами, всё съеденное будет полностью усвоено и использовано организмом для построения тканей и обеспечения его энергетических потребностей. В обед ребёнка можно покормить традиционным набором, включающим первое и второе блюдо, можно ограничиться только одним первым или вторым блюдом. Всё зависит от обстоятельств. Важно понимать следующее: любое приготовленное дома блюдо – это лучше, чем любой перекус или перехват в виде пирожков, бутербродов, чипсов, роллтонов, сухих завтраков и других продуктов быстрого питания.

Во второй половине дня детям обычно предлагают полдник, который так же вполне оправдан. Кто-то в это время учится в школе во вторую смену, кто-то готовит уроки дома, посещает секции, кружки или дополнительные занятия. В любом случае, затрачивается немало энергии. В зависимости от обстоятельств полдник может состоять из второго блюда с небольшим гарниром, лучше овощным, или он может ограничиться творогом, сыром, овощами, омлетом или просто яйцом, обязательно добавив к ним фрукты. В некоторых случаях полдник может полностью состоять из ягод и фруктов. Полдник ещё тем хорош, что помогает отчасти разгрузить ужин, что очень важно.

Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна. Ужин не должен быть обильным, так как сон с переполненным желудком будет неспокойным. На ужин можно предложить детям творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу.

НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

-на срок хранения пищевых продуктов;

-на состав пищевого продукта, т.е. на то, какая информация содержится на этикетке и конечно же — на состав пищевых добавок. Следует понимать, что чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма. В одной упаковке продукта могут быть токсические вещества, но не выше нормы. Давайте вернемся к чипсам. В чипсы добавляют много пищевых добавок: ароматизаторы, консерванты, и т.д. А они тоже токсичные, большинство из них, во всяком случае, небезопасны. Поэтому для употребления некоторых из этих веществ есть ограничения по возрасту. Например, детям до 10 лет нельзя употреблять определенные пищевые добавки. Но ведь у нас дети едят чипсы и сухарики с трехлетнего возраста.

Каких продуктов следует остерегаться?

Следует полностью исключить из рациона детей чипсы, лапшу «Роллтон», бульонные кубики, газированные напитки и др. продукты быстрого приготовления. Они содержат пищевые добавки большое количество скрытой соли, сахара, перегружающие систему пищеварения. Мы должны не просто оградить детей от вредных продуктов, но и сформировать у них правильное отношение к ним.

Не рекомендуется часто давать детям бутерброды, пирожки, сдобные булочки, сосиски в тесте, пиццу, хот-доги и гамбургеры, картофель фри, заварной картофель, хлопья, палочки, взорванные хлопья, фигурные изделия из кукурузы, сухие зерновые плитки.

Чтобы организм ребенка хорошо функционировал на фоне неблагоприятных факторов, надо поддерживать ее в активном состоянии и конечно следить за тем, чем питается школьник и как питаемся.