Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).

Цель интегрированного обучения: способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.

Задачи интегрированного обучения:

освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;

исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;

обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;

создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;

формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;

формирование позитивно ориентированной личности;

профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.

В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.

В рамках реализации программ специального образования может быть организовано обучение следующих категорий лиц с особенностями психофизического развития:

с тяжелыми нарушениями речи

с трудностями в обучении

с нарушениями зрения

с нарушением слуха

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

с интеллектуальной недостаточностью

с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Учащиеся данных категорий обучаются по программам специального образования на уровне общего среднего образования. Однако родители детей с особенностями психофизического развития должны понимать, что несовершеннолетние, относящиеся к первым пяти перечисленным категориям, получают образование, максимально приближенное к цензовому, что позволяет продолжить образование данных учащихся в учреждениях профессионально-технического и высшего образования. Лица, указанные в п.6 по окончанию обучения на уровне общего среднего, могут продолжить образование в учреждениях, перечень которых указан на сайте http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4841

Классы интегрированного обучения и воспитания:

полной наполняемости;

неполной наполняемости.

Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости.

Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них: — не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

— не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития (Кодекс Республики Беларусь Об образовании Гл.57, ст .268,п.14.1-14.3).

Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости.

        Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).

Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.

Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости.

Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).

В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.

Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, может быть организовано обучение на дому.

Организация обучения на дому проводится на основании:

Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст.160, 271)

Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст.158, п.17)

Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому от 31.08.2011 г. №250

На основании заключения ВКК поликлиники, диспансера, заявления законных представителей учащегося) и с разрешения управления образования, спорта и туризма администрации Советского района г. Гомеля

Целью обучения на дому является: реализация конституционных прав граждан на образование, создание необходимых условий для обучения учащихся, которые по медицинским показаниям не могут посещать учебные занятия в учреждениях образования, а также обеспечение учащихся максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.   

Для организации обучения на дому законные представители несовершеннолетнего учащегося подают в учреждение образования:

заявление (по определенной форме),

заключение врачебно-консультационной комиссии,

заключение ЦКРОиР.

В 2024/2025 учебном году в государственном учреждении образования «Средняя школа № 26 г.Могилева» функционируют:

• 2 «В» класс интегрированного обучения и воспитания (учитель-дефектолог Евстратчик Екатерина Ивановна);

• 3 «Г» класс интегрированного обучения и воспитания (учитель-дефектолог Борисенко Галина Ивановна).

Обучение осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Зачисление в классы интегрированного обучения и воспитания

Зачисление в классы интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР).

Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии изучают особенности каждого ребенка, определяют его образовательный маршрут.

Благодаря слаженной работе педагогического коллектива дети с ОПФР легче адаптируются и социализируются среди сверстников, при этом получая дополнительную помощь со стороны учителей-дефектологов и педагогов-психологов. 

Обучение ребенка в классе интегрированного обучения и воспитания возможно только с согласия законных представителей ребенка и соответствующего заключения психолого — медико-педагогической комиссии.

Цель психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

Предварительная запись ребенка на обследование в ПМПК осуществляется с согласия родителей (законных представителей).

«Основные методики работы с детьми с РДА»

Самыми признанными методами для коррекции аутистических нарушений ребенка являются 4 основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребёнка, а также по своей философии и педагогическим методам:
— Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, АВА)
-ТЕАССН
-Son-rise
-Сенсорная интеграция и стимуляция

1) Задача прикладного анализа поведения (АВА):
-выработать у ребенка желание учиться
-помочь понять ему, что обучение возможно
   Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. Она подходит для тяжёлых форм аутизма, синдрома Дауна, умеренной и тяжелой форм интеллектуальной недостаточности, заставляя ребёнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции. Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребёнка не поддаётся контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребёнок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания. Именно эта методика помогает снизить агрессивность или склонность к самоагрессии, число и интенсивность особенно двигательных стереотипов. Эта методика основывается на классической модели «стимул – реакция – результат», предусматривающую разбивку осваиваемого ребенком навыка на небольшие последовательные этапы. Каждый из этих этапов должен быть усвоен ребенком перед тем, как будет введен следующий. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.
     Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются. При этом закреплённым навык считается только тогда, когда ребёнок сможет выполнять это действие без ошибок в не менее чем 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание. Поэлементное разучивание многих десятков действий занимает много времени. Считается, что АВА дает наибольший эффект, если заниматься с ребенком по этой методике 30-40 часов в неделю. Кроме того, в идеальном варианте надо начинать занятия до того, как ребенку исполнится 6 лет. Родители, даже при наличии сил и ресурсов, как правило, не могут давать ребенку сорок часов интенсивных занятий в неделю на протяжении нескольких лет. Обычная схема выглядит так: домашняя программа АВА для ребенка организуется силами родителей, плюс обязательные занятия с учителем — дефектологом, или педагогом – психологом, являющимся специалистом по данной программе.

   2) Структурированное обучение TEACCH (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children)  исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом.
Цель методики ТЕАССН: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:
• Имитация • Восприятие • Крупная моторика • Тонкая моторика

• Координация глаз и рук • Элементарная познавательная деятельность
• Речь ,Самообслуживание • Социальные отношения

 Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды. Положение вещей в комнате не меняется, причём педагог и родители стараются создать определённую логику: расставить книги по цвету или размеру, выстроить в комнате зоны для работы, отдыха и сна.
     Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом от 1 месяца до 2 лет. Специалист пытается подключиться к деятельности ребёнка, привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, используя максимально возможные игровые и сенсорные раздражители. Занятия могут проходить в песочнице, на качелях, внутри туннеля или тканевого домика, чтобы потом ребёнок САМ захотел контакта и инициировал его. При этом нет жёстко контроля и прекращений стереотипий ребёнка, а, наоборот, специалист использует их, подключается к ним, немного изменяя ракурс. Нажим или побуждение к действию недопустимы. На занятии темп и вид деятельности, задаёт всегда ребёнок, а взрослый только следует за ним, направляя и корректируя уже выбранное ребёнком действие. Если необходимо занятие за столом, то ребёнка постепенно приучают к знакам, дающим сигнал к началу занятия за столом. Каждое коррекционное занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Порядок действий усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки. Например, для обозначения еды — карточка с тарелкой, сна – рисунок кровати. Кроме слов педагог (мама) показывают ребёнку карточки. Ребёнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки.
       При видимой схожести методик TEACCH и ABA имеется яркое различие: TEACCH старается создать комфортную среду для развития ребёнка, а АВА вводит ребёнка в уже имеющуюся среду. TEACCH меняет среду, а АВА – самого ребёнка.
В случае TEACCH компенсирующие процессы происходят медленнее и может длительно сохраняться отставание в развитии, но эта методика менее травматична для ребёнка. Другое дело, когда мы сталкиваемся со значительными нарушениями в развитии или же поздним обращением на коррекцию. Скажем, если начата коррекция у 5 летнего мутичного ребёнка, методика АВА предполагает возможность развития речевых навыков, по TEACCH шансов на становления речи нет, так как пока педагог будет нетравматичными путями выстраивать контакт с ребёнком, развитие речевых зон мозга закончится, и способность к воспроизводству слов будет утеряна. Из-за стремления к созданию комфортной атмосферы, методика TEACCH значительно обедняет жизнь ребёнка, мало учитывает его социальные потребности лишая его возможности адаптироваться к окружающему миру, чувствуя себя комфортно только в специально созданной среде. Если АВА специально постоянно ставит ребёнка в мини стрессовую ситуацию и учит адаптироваться к ним, искать пути выхода из стресса, то TEACCH не готовит ребёнка к возникновению постоянно вариативных стрессов, и не даёт действенный механизм анализа ситуации с целью преодоления проблем.

  3) Методика сенсорная интеграции и стимуляции (Методика СИС, пред-метотерапия).
Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом Jean Ayres из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.
Сенсорная интеграция занимается, проблемами связанными с интерпретацией мозгом поступающих сигналов от всей нервной системы тела. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. При этом любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. каждому человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования. У детей из-за неверной переработки сенсорной информации наблюдаются нарушения в сфере восприятия. Эти проблемы могут касаться как одного из анализаторов, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Поэтому необходимо проводить работу по развитию восприятия и формированию сенсомоторной деятельности, адекватному использованию сенсорных анализаторов.
    Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций. Сенсорные секвенции создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого ребенка. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия: тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела); зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов); обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности); вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности); вкусовое (презентация вкусовых раздражителей); проприоцептивной чувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).
    Со временем упражнения постепенно усложняют, вводятся новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы когнитивного тренинга (упражнения на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание). Дети с аутистическими нарушениями, часто бывают гипо- или гипер- чувствительными, а также не умеют интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов. Как любая методика, «Сенсорная интеграция» имеет свои плюсы и минусы. Плюсы методики — считается, что ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых, более совершенных уровнях.
Только эта методика доступна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм. Минусы методики — Сфера сенсорной интеграции — это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, поэтому использование родителями этой методики может быть разрешено исключительно после обучения родителей работе по данной методике и только под постоянным руководством супервизора по данному методу.

4) Принципы методики Son-Rise .
Программа Son-Rise, так же предназначенная для помощи детям, страдающим аутизмом, создана более тридцати лет назад супругами Барри и Самарией Кауфман, у которых один из детей страдает аутизмом. Считается, что присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает установление зрительного контакта, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. То есть, здесь дефектологи не разбивают аутичный мир ребёнка, а как бы присоединяются к нему, дают аутичным действиям новое понимание и осмысленность. Программа требует создания безопасного пространства для работы и игры, в котором ничто не отвлекает внимание ребенка, поддерживает атмосферу, наиболее благоприятную для обучения и развития. К сожалению, методика не подходит для коррекции сложных расстройств аутистического спектра, к детям имеющим ярко выраженные аффективные всплески (для депрессивных и крайне агрессивных детей) и умеренной умственной отсталости. А вот для сверх пугливых детей, имеющих навязчивые страхи, именно эта методика при планомерном и медленном подключении взрослого, помогает наладить контакт с ребенком. Как известно, в основе любого обучающего процесса лежит способность и стремление к коммуникации. Методика Son-Rise предполагает, что уважение и глубокая забота будут наиважнейшими факторами, влияющими на мотивацию ребенка к общению. В качестве плюсов этой методики называют возможность присоединения к аутостимуляции и ритуальным действиям ребенка ( например: выстраивание объектов в линию) позволяет усилить зрительный контакт, социальное развитие через вовлечение как самых близких людей, так и обученных специалистов в игру. Использование собственной мотивации ребенка усиливает эффект от обучения. Обучение через интерактивную игру ведет к эффективной социализации. Родитель как наиболее важный и долговременный ресурс обеспечивает контроль и постоянство процесса обучения. Одновременно она требует полной самоотдачи кого-то из членов семьи и педагога, так как ребёнок не должен ни секунды находиться вне контроля взрослого, и подключение к деятельности ребёнка производится постоянно. Это часто помогает создать контакт между матерью и ребёнком, когда мать в силу «особенностей» ребёнка и проблем склонна к отторжению и неприятию своего ребёнка. Зачастую именно эта методика позволяет лучше любой психотерапии восстановить равновесие в семье.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ « ИГР – ПУТЕШЕСТВИЙ» В ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Организационная форма «игр — путешествий» наиболее подходящая для работы со школьниками интегрированного класса. Увлекательный характер занятия, необычная форма проведения способствует активизации познавательной деятельности детей, развивают и поддерживают желание выполнять все задания как можно лучше, первым достичь конечной цели путешествия. Благодаря такой форме проведения каждый ребенок активно участвует в образовательном процессе, нет скучающих и инертных детей. Таким образом, педагог может решить одну из важнейших задач: как заинтересовать учащихся? Как сделать так, чтобы учащихся не захватила школьная рутина, когда им надо усвоить те знания, что предлагает педагог.

Такую форму проведения эффективно использовать на занятиях, где изученный материал закрепляется и систематизируется. На первых занятиях идет осмысление первичных знаний, установление правильности и осознанности усвоения нового материала, восприятие, принятие учащимися цели образовательной деятельности. А закрепление, пройдет в интересной, ненавязчивой форме, куда эффективнее будет способствовать успешному усвоению материала, чем новое занятие, чем-то похожее на урок. Та же работа с карточками воспринимается совершенно по-другому, потому что это испытание на пути к цели, а не скучное упражнение, данное учителем.

При выполнении творческих заданий чаще всего работают дети наиболее развитые, слабые остаются в стороне, так как не успевают что-либо придумать, ведь динамика ведения урока достаточно высока. При организации схемы «игры-путешествия», несмотря на коллективный характер деятельности, осуществляется индивидуальная работа с учащимися, так как они самостоятельно переходят от одной станции к другой, и учитель имеет возможность выслушать каждого, направить его мысли в нужное русло, помочь, определить проблемы в знаниях ребенка. Учащимся очень нравится такая форма проведения занятия, они с нетерпением ожидают следующей игры. Познакомившись с формой проведения и освоив ее, дети лучше ориентируются, у них просыпается интерес: а что там, на следующей станции? Присутствует и волнение: справлюсь ли я? Это стимулирует познавательную активность. Незаметно в этот процесс вовлекаются и родители. Ребенок рассказывает о том, что было интересно и что вызвало затруднения, просит поиграть с ним в похожие игры.

Разработка игры-путешествия по учебному предмету «Математика» для учащихся I класса интегрированного обучения и воспитания, обучающихся по учебному плану II класса специальной общеобразовательной школы, специальной школы — интерната для учащихся с трудностями в обучении (закрепление счета от 1до 20): «Приметы зимы»

Тема: Закрепление счета от 1до 20

Цель: закреплять у учащихся знания, умения и навыки счета от 1до 20

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать у учащихся представления о составе числа 20.

Коррекционно-развивающие: корригировать мыслительную деятельность; развивать память, внимание; развивать математическую речь через решение примеров и задач; развивать мелкую моторику через письменные работы, совершенствовать умение работать по образцу и ориентироваться в тетради.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность в работе, интерес к учебному процессу, предмету математика.

Категория участников: дети интегрированного класса.

Первый этап: Подготовка игры.

Учитель готовит демонстрационный материал: снежинки, карточки с приметами зимы, карточки с заданиями, рисунок кошелька с надписями.

Методы и приемы: игровая мотивация, объяснение, демонстрация, наблюдение, физкультминутка, продуктивная деятельность, дидактические игры.

Виды деятельности: коллективная, коммуникативная, игровая.

Второй этап: Проведение игры.

1. Учащимся предлагается подготовиться к уроку: присесть за парты, приготовить учебные принадлежности, сесть ровно.

— Дан звонок. Начинаем мы урок. Все на месте, все в порядке: ручка, книжка и тетрадка? За парты правильно присядьте, свой взгляд вы на меня направьте. На уроке не шумите, не кричите и не спите. Учителя и одноклассников уважайте и все задания выполняйте.

— Какое сегодня число? Какой месяц? (ответы учащихся). Декабрь — это месяц какого времени года? Правильно, у нас на дворе зима. У каждого времени года есть свои приметы. А какие? Мы узнаем, совершив путешествие!

— Во время путешествия за каждое правильно выполненное задание и правильный ответ вы будете получать снежинки. Затем в конце урока их посчитаем.

2. — Начинаем наше путешествие по приметам зимы. Назовите по картинке первую примету зимы. Правильно, идет снег. У меня карточка №1. Надо списать числа с карточки в рабочую тетрадь. Сначала слева от каждого числа записать предыдущее (которое было до): *9, *15, *20. Затем справа от каждого числа записать следующее число: 5*, 10*, 19*

— Обратите внимание, правильно ли лежит у вас тетрадь, если нет, то поправьте её. Возьмите в одну руку ручку, а другую положите на тетрадь. Спину выпрямите. Голову слегка наклоните вперёд. Отступая нужное количество клеточек вниз и вправо, запишите в тетрадях сначала число, месяц, затем классная работа. Получают снежинки ученики, которые правильно выполнили задание.

3. -Назовите по картинке вторую примету зимы. Правильно, дует холодный ветер. Обратите внимание на карточку №2. Надо написать пропавшие числа, которые наш холодный, сильный ветер сдул: *2*4*6*8*10*12*14*16*18*20.

(Поощрение).

4. Устный счет и работа с числом 20.

            — Назовите по картинке третью примету зимы. Правильно, сосульки. Смотрите, на крыше дома висят сосульки. Сосчитаем их. Работаем по цепочке. Сколько всего сосулек на крыше? Число 20 однозначное или двухзначное число? Почему? Сколько цифр в записи числа 20? Какую цифру в числе 20 надо писать сначала, какую потом? Сколько десятков в числе 20? Сколько единиц в числе 20? После какого числа следует число 20? Какое число предшествует числу 20? Молодцы! (Раздаются снежинки).

5. — Продолжаем наше путешествие. Назовите по картинке четвертую примету зимы. Правильно, солнце светит редко и не греет. Обратите внимание на карточку №3. Сейчас мы закрепим навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20. Будьте внимательны и аккуратны при выполнении заданий. Хорошо подумайте, прежде чем отвечать на вопросы.

5 + 3 = 8                          4 – 2 = 2

10 + 5 = 15                      7 – 1 = 6

3 + 1 = 4                          13 – 3 =10

17 + 2 = 19                      20 – 5 = 15

(Получают снежинки)

Физкультминутка

Я вижу, что при решении примеров вы немножечко устали. Предлагаю вам провести физкультурную минутку.

— Тихо встаньте из-за парт. Начинаем отдыхать.

Как на горке снег, снег,                      ( встаем на носочки, руки вверх )
И под горкой снег, снег.                     ( приседаем )
И на елке снег, снег,                            ( встаем, руки в стороны )
И под елкой снег, снег.                        ( обхватываем себя руками )
А под снегом спит медведь,                ( покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя )
Тише, тише, не шуметь.                        ( пальчик к губам, шепотом )   3 раза.

— А сейчас тихо присядьте за свои парты. Продолжим наше путешествие.

6. Рисунок на карточке. — Рассмотрите картинку. Что на ней нарисовано? (На картинке нарисован кошелек).- Прочитайте надписи: «минус 20 рублей, минус один рубль. Составьте задачу».

В кошельке было 20 рублей. Из кошелька взяли 1 рубль. Сколько рублей осталось в кошельке?

— Что известно в задаче? ( В задаче известно, сколько было в кошельке денег, и сколько взяли из него). — Что нужно найти в задаче? ( В задаче нужно найти, сколько рублей осталось в кошельке).

— Какие слова нам нужны для составления краткой записи? ( Для составления краткой записи нам нужны слова: было, взяли, осталось).

— Как запишем вопрос? ( Сколько рублей осталось в кошельке?).

— Каким действием воспользуемся при решении задачи? ( При решении задачи воспользуемся вычитанием).

— Что запишем при решении задачи? (– 20 р. – 1 р. =19 р.).

— Сформулируйте ответ задачи. ( В кошельке осталось 19 рублей).

При разборе задача оформляется на доске. Ученики наблюдают за правильным оформлением задачи.

— Запишите краткую запись, решение и ответ задачи у себя в тетрадях, соблюдая правила оформления.

— Задача решена. Получите снежинки за её решение.

7. — Продолжаем наше путешествие. Назовите по картинке пятою примету зимы. Правильно, новый год. Обратите внимание на карточку №6. Необходимо найти двузначные числа среди однозначных. Будьте внимательны при выполнении задания.

3, 6, 18, 7 ,8, 9, 11, 20, 1, 4, 6, 9, 4,13, 7, 0, 2, 14, 3, 15, 6, 10, 2, 7, 0, 5

Получают снежинки.

Наше путешествие подошло к концу.

Третий этап: Подведение итогов

— Сегодня на уроке мы путешествовали, по картинкам определяли приметы зимы, выполняли задания. Что запомнилось больше всего? Чем понравилось наше путешествие? — А сейчас сосчитайте снежинки. Приз тому, у кого больше всех снежинок, а остальным участникам — поощрительные призы.  

«Игры-путешествия» являются действенным педагогическим средством, а их реализация в педагогическом процессе-важнейшим условием оптимального развития субъективности участников этого процесса.

Психолого-педагогические рекомендации при оценивании ученика с особенностями психофизического развития

Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;

Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;

Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;

Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;

Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.

Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.

Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.

Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.

Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

оценка ученикам с опфр выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок

значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с опфр благоприятного психологического климата на уроке, т.к. цель интегрированного обучения – социализация детей с опфр, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия

сравнивать успехи ребёнка с опфр можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается

поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче

ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:

Опираться на сильные стороны ученика.

Избегать подчёркивания его промахов.

Показывать, что вы удовлетворены учеником.

Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.

Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.

Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием

Уметь взаимодействовать с учеником

Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

Принимать индивидуальность ученика.

Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.

Демонстрировать оптимизм.

ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:

Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым

Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины

Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным

НО:

Ребёнка хвалят – он учится быть благородным

Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя

Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других

Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым

Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей

Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире

ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ:

НЕ УБЕЖДАТЬ, А ПОНИМАТЬ;

НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ, А СТИМУЛИРОВАТЬ;

НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫСКАЗЫВАТЬ;

НЕ ПРИКАЗЫВАТЬ, А СОВЕТОВАТЬ;

НЕ ПОДМЕНЯТЬ, А ДОВЕРЯТЬ;

НЕ УНИЧТОЖАТЬ, А РОВНЯТЬ;

НЕ РУКОВОДИТЬ, А УЧАСТВОВАТЬ;

НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫБИРАТЬ;

НЕ ОКРИКОМ, А ЮМОРОМ;

НЕ ОБВИНЯТЬ, А ЗАЩИЩАТЬ.

Рекомендация для родителей «Как сделать так, чтобы ваш ребёнок захотел учиться»

Успехи и неудачи детей в школе никого не могут оставить равнодушным. Все, у кого есть дети, кто сам учился в школе, хотя бы раз в жизни задумывались над вопросом: «Почему одни дети учатся легко и охотно, другим учеба дается с трудом, но они стараются, у третьих хорошие способности, но мало желания осваивать азы наук?».

У мам и пап, у бабушек и дедушек, у специалистов, работающих с детьми, есть свои ответы на эти «Почему?». Одни занимаются разработкой и освоением новых методик, другие делают упор на качественном освоении учебного материала и его закреплении, третьи заботятся о здоровье ребенка, четвертые выявляют нарушения различных функций, например, внимания или памяти и работают над развитием этих функций.  Действительно, чрезвычайно много факторов влияет на успеваемость детей в школе: и физиологические, и педагогические, и социальные, и психологические.

Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимозависимости, где отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешним проявлением трудностей и их психологическими причинами. В основе разных по внешним проявлениям трудностей могут быть разные психологические причины, а за разными по внешним проявлениям трудностями может быть одна и та же психологическая причина.

Например, невнимательность ученика может быть следствием и несформированности процессов внимания, и затрудненности дыхания, и недостаточной нагрузкой на мышление, и отсутствием интереса к данному виду деятельности, и утомлением, и конфликтной ситуацией с учителем или одноклассниками, или семейной ситуацией.

Детей, неуспевающих в школе, условно можно разделить на две большие группы: одни не хотят, другие не могут учиться (иногда выделяют и тех, кто и не может, и не хочет). К этим группам необходимы совсем разные подходы и методы работы.

У специалистов накоплен огромный опыт работы с теми, кто хочет учиться, но не может этого сделать по разным причинам. А что делать с ребенком, который не хочет учиться? Часто многие даже и не подозревают, что семейные психотерапевты, работая с семьей, умеют решать и школьные проблемы, что они глядят на проблемы школьной неуспеваемости сквозь «призму» устройства семьи.

Нет семей, у которых нет проблем. Просто одни семьи прикладывают все силы, чтобы не замечать проблем, а на решение проблем уже не хватает сил, а другие семьи умеют не закрывать глаза на проблемы и пытаются их решить. А цена такого мужества — счастливая семья.

Если в вашей семье что-то идет не так, действуйте, как если бы в машине загорелась красная лампочка, предупреждающая о перегреве мотора. Это говорит о том, что что-то не в порядке. Нужно остановиться и посмотреть, что можно сделать. Если вы сами не можете ничего сделать, найдите человека, которому вы доверяете и который компетентен в этом вопросе.

«Какой бы путь вы ни выбрали, главное — не тратьте время на жалость к себе и причитания, а начните действовать» — так написала В. Сатир, одна из наиболее известных семейных психотерапевтов, которая помогла вернуть радость многим семьям.

Выполняйте следующие рекомендации при решении проблем:

не обвиняйте ребенка, приводите факты, не переходите на

личность, выражайте в разговоре свои чувства расстройства и обиды;

идите на компромиссы, учитывайте интересы ребенка, это

привлечет его к решению проблемы;

не сравнивайте ребенка с прилежными учениками;

не выполняйте все домашнее задание за ребенка;

постарайтесь организовать ненавязчивый контроль,

пристальное внимание будет нервировать ребенка, воспитывайте в школьнике самостоятельность, при исчезновении контроля проблемы могут начаться на учебе в институте или на работе, кто тогда будет контролировать ребенка.

Поощряйте любой интерес к предметам, хвалите за достижения. Это самая эффективная положительная мотивация. Похвала придаст сил ребенку, повысит самооценку.

Школьные годы – это важный период в жизни каждого человека, которого избежать просто невозможно. Все дети относятся к школе по-разному. Одни дети любят получать новые знания, заводить новых друзей, другим нравится общественная часть школьной жизни, а у третьих вообще нет никакого желания учиться.

«Один человек может привести лошадь к водопою, но даже 100 человек не смогут заставить ее пить»

Данная пословица отлично передает суть проблемы, когда ребенок не хочет учиться, его очень тяжело заставить это сделать против его воли. Родители могут говорить по 100 раз на день, что учеба является важным мероприятием, но на ребенка это не подействует нисколько. Потому что заставить его насильно учиться просто нельзя. Ключевое слово здесь – заставить. Задача взрослых – пробудить у ребенка желание, помочь посмотреть ему на учебу с другой стороны.

Чего может добиться взрослый, помогая ребенку:

Чтобы ребенок захотел учиться и учился хорошо.

Чтобы ребенок хотел учиться в школе.

Разница между этими, казалось бы, похожими высказываниями очень большая. Прежде всего нужно знать, для чего нужна сама школа. Школа – это подготовка детей к взрослой жизни, поэтому, она очень нужна для общения, становления, умения бороться за свои права и взгляды, а также для умения вести себя в обществе. Ведь дома и на улице этого общения недостаточно. Дети нуждаются в определенных технических знаниях, которые они могут получить, общаясь с большим количеством людей. Входя во взрослую жизнь, нужна усидчивость, дисциплинированность, порядочность и прочие качества, без которых очень тяжело чего-то добиться. Поэтому школа – это хорошее место, где можно всему этому научиться и отшлифовать полученные навыки еще в детстве. Но эти качества приобретут все дети, независимо от оценок в дневнике.

Что делать, чтобы привить ребенку желание к учебе?

Пересмотреть свои приоритеты и приоритеты ребенка.

Стать не над ребенком, а рядом с ним.

Как можно больше общаться и отвечать на задаваемые им вопросы.

Раскрывать потенциал ребенка.

Помогать ему в учебе.

Помогать ориентироваться в море информации.

Не запрещать интернет, а помочь использовать его в правильном направлении.

Смотреть вместе с ребенком развивающие передачи про природу, технологии, космос.

Вместе читать познавательные книги.

Кто владеет информацией, тот владеет всем в этом мире, поэтому запрещать интернет ни в коем случае нельзя. Наоборот, нужно приучить ребенка правильно использовать его в своих целях. Родитель должен стать для ребенка проводником в мир интернета, а для этого нужно самому иметь навыки работы с информацией, которая находится в сети.

Если родители хотят привить своему ребенку охоту к учебе, нельзя игнорировать его желания, чувства и стремления. Нужно показать на своем собственном примере, что учиться чему-то новому – это хорошо и перспективно. Ведь учеба – это действительно хороший старт в жизни. Только этот старт должен осуществляться с поддержкой взрослых людей, которые не должны упрекать в ошибках. Ошибки должны присутствовать в изучении нового материала. Ведь когда человек приходит на новую работу, у него тоже вначале не сразу все получается, а со временем он может стать даже профессионалом в своей деятельности.

Если ребенок не хочет учиться, родители должны понять, что это не только его проблема – это и их допущенные ошибки в воспитании. Поэтому нужно меняться в лучшую сторону вместе со своим ребенком.

 Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Лучшая награда – родительское одобрение. В раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне.

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Консультация для родителей и педагогов «Подготовка руки к письму»

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе.

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5 — 2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует на учение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.

Как распознать неправильный навык.

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.

Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.

Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.

Кисть жестко фиксирована.

Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае ребенок не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки.

Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

Как исправить.

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.

На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка.

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.

Резать ножницами.

Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

Делать пальчиковую гимнастику.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Если спросить родителей школьников, что было сложным в 1 классе, то большинство скажут, что это обучение письму. Поэтому очень важным является подготовка кисти руки к разнообразным движениям, т. е. развитие тонкой моторики. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка.

При выполнении любых графических упражнений (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки или карандаша, тетради, позой ребенка. Рука не должна быть сильно напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены. При выполнении графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения даже самых простых заданий.

Продолжительность работы 3 – 5 минут. Затем отдых, переключение, если не устали, еще 3 – 5 минут работы. Не переходите к следующим упражнениям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными). Продолжительность любого занятия не должна превышать 10 – 15 минут.

Упражнения для подготовки руки к письму.

Разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот.

Постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки.

Повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать то же левой рукой.

Руки полусогнуты, опора на локти; встряхивание поочередно кистями рук.

Руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу — к столу).

Зафиксировать левой рукой правое запястье, а ладонью правой руки постучать по столу, погладить стол.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук (“домик”).

Соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести (“корзиночка”).

Сжать пальцы правой руки в кулак — выпрямить.

Согнуть пальцы одновременно и поочередно.

Противопоставить первому пальцу все остальные поочередно.

Постучать каждым пальцем по столу под счет “один, один-два, 1-2-3 ”.

Отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием.

Многократно согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь концевой фалангой первого пальца остальных.

Расстановка на листе бумаги точек на различном расстоянии.

Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.

Прохождение лабиринтов.

Рисование геометрических фигур: овалы, круги, полукруги.

Рисование “улитки”: начать с объемного витка максимального размера; далее, не отрывая карандаша, уменьшать размеры витков и закончить точкой; раскрутить “улитку”: начать с точки и постепенно увеличить витки до максимального размаха.

Рисование разноцветных квадратов (разноцветных кругов) один в другом от большого до точки; цветков с лепестками флажков, домов, столов, стульев. Рисунки должны быть небольшими, чтобы их выполнение требовало движений пальцев.

Выполнение штриховки и т.п.

Обвести рисунок по пунктирным линиям, по контуру.

Дорисовать половинки рисунков.

Нарисуй картинку по образцу.

Рисование по клеточкам и точкам.

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с особенностями психо-физического развития.

Уважаемые родители, помните, что:

1 Особые дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

2. Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это — основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

3. Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним — но не вместо него!

4. Особые дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, — не прячьте их/не прячьтесь от них!

5. У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «необычного» ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

        6.Беседу с ребенком начинать с дружеского тона.

        7. В процессе общения с ребенком проявлять к нему искренний интерес и вести диалог на равных.

        8. Родители должны уметь смотреть на вещи глазами ребенка.

        9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на личных положительных примерах.

        10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример родителей, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

        11. Вовлекать ребенка в совместную семейную трудовую деятельность.

        12. Постоянно держать на контроле вопрос успеваемости и посещаемости занятий ребенком.

         13. Родители имеют право интересоваться планами детей на будущее в отношении учебы, выбора профессии, способностью учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

         14. Родители должны интересоваться проведением детского свободного времени. 

         15. Родители должны привлекать детей для совместного проведения культурного досуга.

Все люди разные. Одним «медведь на ухо наступил», у других «память дырявая», у третьих — нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой… — и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

— преодолевайте страх и отчаяние;

— не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает;

— определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

         — не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее;

        — не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка;

        — находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка;

        — будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ — С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ — НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ — ОСОБЫЕ!!!!