ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26 г. МОГИЛЕВА»

На основании рекомендации Могилевского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в соответствии с Законом Республики Беларусь 18.05.2004 г. № 285-3 «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» в государственном учреждении образования «Средняя школа № 26 г. Могилева» с 01.09.2005 г. был открыт пункт коррекционно-педагогической помощи.

Учителем-дефектологом пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) была назначена Мазько Светлана Александровна, учитель высшей квалификационной категории.

Целью работы ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

В своей работе учитель-дефектолог пункта руководствуется нормативными документами и методическими рекомендациями и разработками, размещенными на сайте управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь www.asabliva.by.

Мазько С.А. поддерживает тесный контакт с Могилевским городским центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (www.ckro.of.by)/

1.Оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся с нарушениями речи;

2.Проведение консультаций с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся с ОПФР по вопросам оказания коррекционно-педагогической помощи, индивидуализации обучения ребенка;

3.Создание адаптивного образовательного пространства с учетом потребностей детей различных категорий;

4.Создание атмосферы психоэмоционального комфорта и позитивного отношения к занятиям в ПКПП.

Согласно Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25.07.2017 зачисление учащихся в ПКПП осуществляется на основании:

1. Заключения Могилевского городского (или областного) ЦКРОиР.

2. Заявления законных представителей.

3. Приказа директора УО “О зачислении в пункт коррекционно-педагогической помощи.

На базе Могилёвского городского ЦКРОиР (http:// ckro.of.by) с согласия и в присутствии законных представителей проводится психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

1. Выписка из медицинских документов (форма 1 мед/у-10) – от педиатра.

2. Медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия либо отсутствия психиатрического учета (форма 1 здр/у-10) – от психиатра.

3.  Психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, в котором обучается ребенок.

4.  Образцы письменных работ по языку и математике – для школьников, образцы творческих работ (рисунок) – для дошкольников.

5. Заключение ЦКРОиР (если ребенок обследовался ранее в ЦКРОиР).

6. Копия свидетельства об инвалидности (если ребенок-инвалид).

7. Копия заключения ВКК (если ребенок нуждается в обучении на дому).

Консультирование детей с особенностями психофизического развития и их законных представителей на базе Могилевского городского ЦКРОиР:
 – пятница 15.00-17.00

По вопросам проведения психолого-медико-педагогического обследования детей, консультативной помощи Вы можете обратиться к специалистам ЦКРОиР по телефонам: 74-24-96, 74-40-45.

Адрес: г. Могилев, Днепровский б-р, 16.

Речь вашего ребенка намного отличается от речи сверстников?

В первую очередь необходима консультация специалистов. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, логопед, психолог. Возможно, понадобится посетить сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика.

Когда следует обратиться за помощью?

Если возник такой вопрос, скорее всего, ваша тревога обоснована. Для конструктивного подхода в решении проблем вам предлагается:

— наблюдать за ребенком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние – происходящие с ним изменения, трудности и достижения;

— принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка.

Записная книжка родителей

Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психиатра, невролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

Определите, что именно вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня. Подчеркните, что беспокоит вас в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-то занятия, непослушание.

Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы?

Начните с оценки сложившейся ситуации. Внимательно прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные вашему ребенку.

Речевые трудности у детей

1.Ребенок не говорит совсем

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении! Необходимо срочно обратиться к логопеду!

2.Задержка на стадии называния

Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т.д.

3.Говорит, как маленький.

4.Несвязная речь

5.Не хочет говорить

6.В речи появились запинки

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам. Для получения объективного представления о ребенке, необходимы данные о его истории развития.

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств  для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности.

Развитие мелкой моторики. Советы родителям.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки). 
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.

Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.

Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.

Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.

Но не только произношение беспокоит родителей, педагогов. То, насколько чисто говорит ребенок, зависит не только от умения выговаривать «коварные» звуки, но также от важной способности различать их. Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Конечно, мы говорим не о физиологической способности слышать или о музыкальных способностях. Умение улавливать отдельные, даже короткие элементы речи называется фонематическим слухом.

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют. Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:

·         узнавания;

·         сравнения;

·         повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематическое восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе – «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. п.

Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

1.     Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.

2.     Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.

3.     После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.

4.     В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Этапы развития фонематического слуха:

1.     Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.

2.     Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.

3.     Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.

4.     К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.

Таблица развития фонематического слуха у детей 

ВозрастРазвитие фонематического слуха
2 неделиУслышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать
0-2 месяцаРеагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы
1 месяцУспокаивается песней
3 месяцаПоворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами
3-4 месяцаРеагирует на громкость, интонацию.
5-6 месяцевСлушает разговор, активно гулит.
6 месяцевПо подражанию произносит отдельные фонемы, слоги перенимает темп.
8 месяцевВ лепете остаются только звуки родного языка
К 1 годуМожет слушать, выполняет короткие просьбы
2 годаСлышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.
3 годаПонимает, когда ему читают книгу, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, исправляет их.

Причины речевых нарушений у детей различны, и на них мы сейчас не будем останавливаться. А вот, на что следует обратить внимание еще до прихода в первый класс? Что должен уметь ребенок, чтобы ему было легче учиться?

         И первое, что бросается в глаза – нарушение звукопроизношения. Если вы сами не в состоянии справиться с этой проблемой, то следует обратиться к специалистам: логопед в дошкольном учреждении, в поликлинике или частным образом. Но недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.

И вот вторая проблема – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия.

Звукобуквенный анализ базируется на четких представлениях о звуковом составе слова. Этот процесс предполагает наличие следующих умений:

— способность делить звуковой поток устной речи на отдельные части: предложения и слова;

— умение выделять и называть звуки в слове;

— умение определять позицию звука в слове;

— умение подбирать слова на отдельный звук.

Третья проблема, порождающая определенную группу трудностей, – это несформированность пространственных представлений.

         Дети с низким уровнем анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке. У таких детей часто встречается «зеркальное» написание букв и цифр. Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных представлений могут проявляться:

— в сращивании и расщеплении слов при письме;

— в слитном написании с предлогами;

— в замене букв по пространственному сходству (с – е и др.);

— высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки;

— при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности;

— учебный материал располагается на странице снизу вверх, копия – выше образца;

— при чтении имеет место повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.

         Подсчеты специалистов показали, что недостатки в развитии пространственных представлений лежат в основе 47% трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыка письма и 16% трудностей при обучении чтению.

Четвертая группа трудностей – это недостатки в развитии познавательных процессов: мышления, памяти и произвольного внимания.

         Джон Медина, американский ученый, исследователь мозга, пишет о существовании мифа, что «для увеличения интеллектуальных способностей ребенку необходимы уроки иностранного языка с трехлетнего возраста, целая комната «полезных для мозга» игрушек и видеотека с развивающими дисками. А реальность такова, что едва ли не самая эффективная в мире педиатрическая технология развития умственных способностей ребенка требует обычной картонной коробки, набора новых цветных мелков и двух часов времени. Самая вредная – это, скорее всего, ваш новый телевизор с плоским экраном» и телефон.

         И, наконец, пятая группа трудностей связана с недостатками развития психомоторной сферы ребенка, проще говоря, с его общей и мелкой моторикой: его умением владеть собственным телом и работать с мелкими предметами.

         У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:

— нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);

— отсутствие связных движений при письме, «печатание» букв;

— плохой, небрежный почерк;

— очень медленный темп письма;

— сильное дрожание руки, проявляющееся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;

— слишком большое напряжение руки при письме либо слишком слабый нажим.

         Игры с мячом, плавание, конструирование, собирание мелких деталей «лего», работа с ножницами, пластилином, штриховка, раскрашивание и т.д. —   придут вам на помощь.

         При формировании двигательного навыка чтения важную роль играют особенности артикуляции учащегося, т.е. подвижности его артикуляционного аппарата: движения языка, губ. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется:

— низкой скоростью чтения;

— слоговым типом чтения;

— низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.

         Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет понимание прочитанного.

         И здесь вам в помощь разговоры с ребенком во время прогулки, совместная деятельность по уборке дома, приготовлению ужина и т.д.

         Учеными выделены четыре стиля общения пар «мать — ребенок»:

— «оптимальный»;

— «мать молчит, ребенок говорит»;

— «оба молчат»;

— «мать агрессивна».

         Задумайтесь, какой стиль общения у вас с вашим ребенком? Исследования показали, что каждая третья мать старается оттолкнуть ребенка от себя; она считает необходимым рвать все связи, которые тот пытается наладить с ней и с окружающим миром. Ребенок не сдается: он пытается объяснить матери, что любит ее и хочет общаться с ней. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным, но его экспрессия дает обратный результат: мать испытывает психологический дискомфорт от близких контактов с ребенком, поэтому пытается подавить его активность с еще большей силой. Каждая седьмая мать добилась желаемых результатов: ребенок перестал с ней общаться.

Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей, а вашим детям успешной учебы.