Если Вы столкнулись с одной из следующих проблем:

 —  Ребёнок не хочет идти в школу. Почему?

 —  Как пережить переходный возраст?

 —  Куда пойти после школы? (Знакомство с современным рынком труда)

 —  Права и обязанности в опекунских семьях.

 —  Дети в неблагополучных условиях.

 —  «Отцы и дети». Как найти общий язык?

 —  Конфликты в школе и классе: что делать?

Вас могут проконсультировать специалисты социально-педагогической поддержки

Козлова Светлана Игоревна —  педагог социальный
Синяк Елена Николаевна — педагог социальный
Боровая Алина Андреевна — педагог-психолог

1. Садись за уроки всегда в одно и тоже время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязнённый лист бумаги.

5. Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли занятия записаны в дневнике.

7. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на место, которое ты всегда отводишь им на столе.

9. Убери со стола всё лишнее.

10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник…

   ТРЕВОГА – смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, напряжения и беспокойства.

1. Тревожьтесь, когда еще можно что-то изменить

Мы тревожимся и испытываем раздражение, когда надо идти к стоматологу. Говорите себе: «Мне хорошо известны все неприятности, связанные с визитом к стоматологу. Если эти неприятности так ужасны, я могу просто не ходить, но если визит строго необходим, несмотря на предстоящие неприятные ощущения, все-таки нужно идти». Взвесьте все «за» и «против», чтобы сделать правильный выбор.

2. Здесь и сейчас

Концентрируйте свое внимание на настоящем. Не сражайтесь с призраками прошлого. Не тревожьтесь о завтрашнем дне. Планируйте будущее, готовьтесь к нему, но не пытайтесь жить в завтрашнем дне или дне прошлом. Жить творчески — значит спонтанно отзываться и реагировать на окружающую среду. Сконцентрируйте внимание на том, что происходит именно сейчас. Остановитесь, посмотрите, прислушайтесь! В настоящий момент в Вашем окружении присутствует масса образов, звуков, запахов, которые Вы обычно не воспринимаете. Почувствуйте все это сейчас!

3. Одновременно делайте только одно дело

Нелепая привычка делать в одно и то же время несколько дел является еще одной причиной, омрачающей существование и порождающей состояние неуверенности и тревоги.

4. Утро вечера мудренее

Помните сказку про старого сапожника и гномов? Сапожник обнаружил, что если он перед сном вырежет из кожи и разложит заготовки, то маленькие гномы, пока он спит, сошьют за него башмаки. Многие из нас используют этот весьма схожий прием. Вальтер Скотт, когда у него что-то не клеилось, имел обыкновение говорить: «Не беда, завтра в семь утра все будет в порядке», а героиня известного романа Скарлетт О’Хара успокаивала себя словами: «Я не буду думать об этом сегодня. Я подумаю об этом завтра».

 Этот способ позволяет не только снизить уровень тревоги. Ложась спать, задайте своему бессознательному задачу – как решить создавшуюся проблему. Вполне вероятно, что Вы увидите несколько «говорящих» сновидений, а проснувшись, у Вас уже будет готовый вариант.

5. Работая, умейте расслабляться

Расслабляясь, Вы снимаете излишнюю озабоченность, напряженность и тревогу.

Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов учащихся выражается:

в чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям;

в паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть;

в состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет «своих мыслей в голове»;

в ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время;

в растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

Экзамен — это, безусловно, напряжение. Разубеждать Вас в этом я не стану. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают. Здесь надо сказать о медицинском отводе, если он имеется, то спокойно готовьтесь к вступительным экзаменам. Как же нужно относиться к экзаменам? Самое главное — не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ. В народе говорят: «Во всем плохом есть что-то хорошее».

Давайте и мы с Вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове «экзамен».

Для «двоечников» это единственный шанс выпуститься со школы. Не выйти со справкой о том, что прослушан курс средней школы, а именно выпуститься.

Для тех, кто учиться хорошо — это бесплатный тренировочный шанс для поступления в высшую школу.

Так, что же мы имеем со сдачи экзаменов?

перевод в следующий класс;

получение аттестата;

тренировка.

А еще, экзамен — это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро Вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты! Готовьтесь группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй — другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос. Каждый имеет право на глупый поступок.

Подумайте, на что Вы рассчитываете, идя на экзамен?

на шпаргалки (я за шпаргалки, которые Вы писали сами. В нужный момент нужная информация всплывет в вашей памяти, потому что при письме у вас включается и зрительная, и моторная память);

на родителей (имейте в виду, что родители не всегда знают о реальном положении дел по тому или иному предмету);

на себя (проведите ревизию знаний. Четко оцените свои сильные и слабые стороны знаний по предметам. Быстро ликвидируйте пробелы. Если нужно — позанимайтесь с репетитором. Помните, незнание ведет к незапланированным неудачам, а они сейчас вам совсем не нужны);

наплевать на все (чем меньше знаем, тем больше гуляем).

Для начала нужно определиться к какому берегу Вы ближе, а отсюда и выработать план действий.

Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня.

Сон — 8 часов.
Свежий воздух — 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у Вас «чистый » отдых, или Вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе — решать Вам.
Питание — четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. 
Исключите кофе. Пейте фиточай.

Во время подготовки к экзаменам Вам придется перелопатить огромную гору литературы. Как быть?

Давайте вспомним навыки чтения.

1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение. Найдите резюме (если есть) — получите представление о книге. Анализ. Задумайтесь: для чего Вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.
2. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
3. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
4. Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо Вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.

Если Вы обратили внимание, мы вплотную подошли к навыкам запоминания.

1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу (Не выписывайте целые предложения или абзацы).
2. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
3. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
4. Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
5. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.
Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

Приемы запоминания.

Мнемоника — искусство запоминания, система приемов, которая помогает удержать в памяти запоминаемые объекты путем образования внешних ассоциативных связей.

Пример (литература)
Часто мы путаем кланы, к которым принадлежали герои Шекспира. Одна фраза: «Мой Ромео», — крикнула Джульетта — поможет навсегда запомнить, что Ромео — Монтекки, а Капулетти Джульетта.

Пример (русский язык)
Для того, чтобы правильно написать слово ВИНЕГРЕТ, нужно подумать, что он такой же красный, как вино.

Пример (биология)
В биологии есть такие понятия, как анаболизм — процесс образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм — процесс распада сложных органических веществ на более простые.
Пользуясь приемами мнемонического запоминания можно придумать подсказку: анаболизм — Аня строит катаболизм — Катя рушит.


Есть прием запоминания «мышление заголовками». По первым буквам заголовков какого-либо плана составляем абривиатуру.
Например, навыки чтения, которые приводились выше, можно запомнить как ОАОАР, а навыки запоминания — КВАСС (Ключевые фразы, Вводные предложения, Авторские выводы, Сигнальные фразы, Схемы).

  Как подготовиться к экзаменам психологически

— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

— Если трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

 Режим дня

Раздели день на три части:

— готовься к экзаменам 8 часов в день;

— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку;

— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3 – 4-разовым, калорийными богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменом не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Условия поддержки работоспособности

1.Чередовать умственный и физический труд.

2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3.Беречь глаза, делать перерыв каждые 20 – 30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4.Минимум телевизионных передач!

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:

— посмотри попеременно вверх-вниз, влево – вправо;

— напиши глазами своё имя, отчество, фамилию;

— попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете, потом на листе бумаги перед собой;

— нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону. Желаем удачи!

 Рекомендации учащимся

   Возможно, от некоторых сверстников или от ребят постарше тебе приходилось слышать красочные заманчивые рассказы о действии наркотиков (никотина, алкоголя). Может быть тебя убеждали, что это замечательно, захватывающе, свидетельствует о мужестве, равенстве с взрослыми. Процедура употребления вредных веществ обычно при этом описывается как весёлое, полное радости и сопровождаемое эйфорией. Понятно, это очень интересно, тем более что запрещено. Ты получаешь удовольствие от общения с друзьями, а наркотик, по мнению некоторых из них, способствует лучшему пониманию, становясь в некоторых молодых компаниях своего рода ритуалом. И всё же не спеши принимать на веру весёлые рассказы.

     Подумайте о том, почему радио, телевидение, газеты и журналы стали всё чаще обращаться к теме опасности наркомании. Ведь просто так в жизни ничего не происходит. А разве родители не говорили тебе о трагедии наркоманов (алкоголиков, ВИЧ-инфицированных)? Если нет, спроси их сам. Может быть, ты считаешь, себя уже взрослым, у тебя есть своя точка зрения, и ты не желаешь, чтобы родители решали за тебя то, что ты должен решать сам. Прекрасно! Но будь объективным и справедливым. Ты уверен, что учёл все факты и обстоятельства, чтобы твоё решение было безошибочным? Согласись, твоя информация получена, в основном, из рассказов приятелей и знакомых. А так ли она полна и объективна?

     Ты читал о вредных привычках в газетах, журналах, видел телевизионные передачи? Разве тебе не было жутковато при виде наркоманов, алкоголиков, ВИЧ-инфицированных в состоянии «ломки» или детей-уродов, рождённых наркоманами, алкоголиками. Если да, то ты действительно представляешь сложность и опасность явления. В таком случае тебе следует выработать собственную позицию в отношении вредных привычек.

     Прежде всего, ответь себе на следующие вопросы: Хочу ли я стать уважаемым, авторитетным человеком и полноценной личностью? Каким путём я могу этого достичь? Какое влияние вредные привычки могут оказать на формирование моей личности и социального статуса. Что вообще я люблю и ценю в жизни? Что имеет для меня действительную ценность? Что мне даст, в конечном счёте, употребление алкоголя, табака, наркотика и др.

     Если вдруг в твоей жизни возникли трудности и проблемы? Как поступить в этих случаях? Подумайте об этом без спешки, основательно. Поможет ли наркотик, алкоголь, сигарета решению твоих проблем, преодолению трудностей? Скажешь: – «но другие же пробуют!» Пробуют слабые, неуверенные в себе люди. А разве ты слабый? Тебе ведь по силам найти верные пути решения проблемы. Может быть, ты думаешь, что некоторые из твоих трудностей неразрешимы? Ошибаешься! Твои проблемы обычны. Они бывают у многих, особенно у молодых людей. Такие же или несколько другие, но бывают обязательны. Жизни без проблем не бывает. Пройдут годы и вспоминая о сегодняшних трудностях, ты скорее всего, устыдишься своих слабостей. Да и стоит ли поддаваться панике и унынию? Подумай, как твоё решение может повлиять на достижение цели.

     Будет ли тебе действительно хорошо, если у тебя появятся ещё проблемы, связанные с употреблением наркотика, алкоголя и др.? Не добавляй себе дополнительный груз тяжких проблем. Подумай дважды, трижды…, подумай, как следует! Твоё будущее зависит только от тебя!


ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРПРЕСТНУПНОСТИ

Киберпреступления – преступления, связанные с использованием компьютерной техники (преступления против информационной безопасности, хищения путем использования средств компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и распространение порнографических материалов и т.д.).

Понятия и их определения

Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений

Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой. Источник

Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. Источник 

Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации. Источник 

Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз. Источник

Кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли. Источник

Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности. Источник

Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка. Источник

Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. Источник

Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору. Источник

Мошенничество в виде лотереи – это электронное сообщение, информирующее вас о том, что вы выиграли огромную сумму денег, и для того, чтобы получить свой приз или выигрыш, вам нужно заплатить небольшую плату. Источник

Нежелательный контент – это не только материалы (картинки, видео, аудио, тексты), содержащие насилие, порнографию, пропаганду наркотических средств, азартных игр, но и различные вредоносные и шпионские программы, задача которых получить доступ к информации на компьютере владельца. Также к нежелательному контенту относятся сайты, запрещенные законодательством. Источник

Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. Источник 

Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею. Источник

Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими. Источник

Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц. Источник

Преступления в информационной сфере – предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь преступления против информационной безопасности (киберпреступления) и иные преступления, предметом или средством совершения которых являются информация, информационные системы и сети. Источник

Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. Источник

Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте. Источник

Скам (scam – c англ. яз. афера, мошенничество) – это мошенничество в сети Интернет. Источник

Смишинг – вид мошенничества (англ. smishing – SMS + phishing), целью которого является переход по ссылке из SMS и/или загрузки вредоносного программного обеспечения. Смишинг-сообщение обычно имеет схожий внешний вид сообщения от банка, государственного учреждения, оператора электросвязи, известного магазина, а также о внезапном выигрыше в лотерею или акции и т.д. Источник

Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.). Источник

Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности. Источник

Smishing (использование текстовых сообщений SMS) – это метод, похожий на фишинг, но вместо отправки электронных писем злоумышленники отправляют текстовые сообщения своим потенциальным жертвам. Вы получаете срочное текстовое сообщение на свой смартфон с прикрепленной ссылкой, в которой говорится, что оно принадлежит вашему банку и вам необходимо получить к нему доступ, чтобы обновить банковскую информацию или другую информацию онлайн-банкинга. Источник 

Кибербуллинг

Информация о кибербуллинге, о противодействии этому негативному явлению, тест-тренажер

Материалы управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции УВД Могилевского облисполкома (размещены на ютуб-канале учреждения образования «МГОИРО»):

Профилактические листовки

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам кибербезопасности

Профилактическое видео

Видеосюжеты о вишинге, сваттинге, хакерских атаках, профилактике кибербуллинга. Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут детям получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете

ПАМЯТКИ

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам компьютерной безопасности и цифровой гигиены

Буклеты

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам цифровой гигиены

Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников и информация об уголовной ответственности за киберпреступления

В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за киберпреступления:

  • ст.212 «Хищение путем использования компьютерной техники»;
  • ст.349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации»;
  • ст.350 «Модификация компьютерной информации»;
  • ст.351 «Компьютерный саботаж»;
  • ст.352 «Неправомерное завладение компьютерной информацией»;
  • ст.353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети»;
  • ст.354 «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ»;
  • ст.355 «Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети»
Материалы и рекомендации для детей, родителей и педагогов

Материалы сайта kids.pomogut.by

Проверьте свою цифровую грамотность. Источник

Рекомендации для детей
Рекомендации для родителей
Рекомендации для педагога

Если Вы стали жертвой киберпреступников, обращайтесь в главное управление по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Беларуси

Наименование организацииРежим работыНомера телефонов
Телефон доверия для оказания экстренной психологической помощи по Могилевской областикруглосуточно8 (0222) 71 11 61
УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница» детское амбулаторно – поликлиническое отделениепо будням 08.00-20.008 (0222) 62 98 47
УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер»по будням 08.00-20.00 сб. 08.00-16.008 (0222) 63 06 65 (регистратура)
до 20.008 (0222) 63 77 25 (горячая линия)
Учреждение «Центр социального обслуживания Ленинского района г. Могилева»по будням 08.00-17.008 (0222) 74 41 79
по будням 08.00-17.008 (0222) 24 53 05 (горячая линия)
Учреждение «Центр социального обслуживания Октябрьского района г. Могилева»по будням 08.00-17.008 (0222) 73 92 32
по будням 08.00-17.008 (0222) 65 17 98 (горячая линия)
Кризисная комната для лиц пострадавших от насилия Учреждение «Центр социального обслуживания Октябрьского района г. Могилева»круглосуточно+375 29 112 56 90
«SOS- детская деревня Могилев». Социальный кризисный центр для женщинпо будням 09.00-17.00+375 44 561 82 57 64 80 89
«SOS- детская деревня Могилев». Горячая линия для пострадавших от насилияежедневно 09.00-23.00+375 44 760 76 03
Центр дружественного отношения к подросткам «Альтернатива» УЗ «Могилевская детская поликлиника № 4»по будням 08.00-17.008 (0222) 63 31 64 (подростковый кабинет)
Общенациональная Детская линия помощикруглосуточно8 801 100 1611
Организация (с указанием адреса нахождения)Режим работыНомер телефона
Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию — телефон доверия для детей и подростковКруглосуточно, бесплатно, анонимно8-801-100-16-11  
8-017-246-03-03
Могилевский межрайонный отдел Управления Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области  г. Могилев, ул. Архиерейский Вал Канниского, д. 3понедельник — пятница 9.00 — 13.00, 14.00 — 18.00  +375 222 29-80-87  
Телефон экстренной психологической помощи на базе учреждения здравоохранения «Могилевская областная психиатрическая больница» г.Могилев, просп. Витебский, 70Круглосуточно+375 222 711161
Ленинский РУВД г. Могилева г. Могилев, ул. Тимирязевская, 1608.00 – 13.00, каждая среда   круглосуточноначальник РУВД:
+375 222 64-43-22 оперативно-дежурная служба: +375 222 64-40-19, +375 29 744-98-44
SOS-Детская деревня Могилев (ул. Сурганова, 43): социальный кризисный центр для женщин; комната опроса, дружественная детямПн.-пт.: 08:30-17:30   Горячая линия: 9.00-23.00+375 222 648089
+375 44 7607603 +375 44 7286824
Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Могилева, г.Могилев ,пр-т Мира, д. 55а каб. 58Пн.-пт.: 08:00-17:00  +375 222 73-87-88
Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Ленинского района г.Могилева» г.Могилев, ул. Дарвина, д. 6а каб. 114Пн.-пт.: 08:00-17:00  +375 222 788729 +375222 788159
УЗ «Могилевская центральная поликлиника»Пн.-пт.: 08:00-20:00+375 222 40-32-05
Учреждение «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Могилева» (г.Могилев, ул. Романова, 1). Отделение социальной адаптации и реабилитации, «кризисная» комнатаПн.-пт.: 8.00-17.00 Режим работы «кризисной» комнаты – круглосуточный+375 222 245342   +375 222 744179
Центр, дружественный подросткам, «Альтернатива» на базе учреждения здравоохранения «Могилевская детская поликлиника № 4» (г.Могилев, ул. Симонова, 55б)Пн.-пт.: 8.00-17.00+375 222 638842 +375 222 633164  

Адаптация учащихся

Рекомендации психолога

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 3 недель до полугода, а порой даже и год. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, уровня сложности образовательной программы и степени подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он больше времени уделяет общению с одноклассниками, чем учебе, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

Рекомендации для родителей первоклассников на период адаптации ребенка к школе (на какие моменты стоит обратить внимание):

— Как только ваш ребенок стал школьником, он гораздо больше времени предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.

— Навыки самообслуживания, необходимые ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д. Составьте вместе с ребенком список того, что нужно положить в портфель на каждый день (можно использовать картинки). Сначала вместе собирайте портфель по этому списку, но постепенно передавайте ребенку обязанность собирать портфель самостоятельно.

— У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

— Хорошо, если до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми, и детьми. Если нет, давайте ребенку возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

— Некоторые дети теряются при большом скоплении детей и взрослых. В качестве тренировки время от времени берите сына или дочку на большое увеселительное мероприятие.

— Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

— Готовьте ребенка к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. Учите его не теряться, когда критикуют или — детский вариант — дразнят. Дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания. Критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку (вместо фразы «Ты плохой мальчик \ плохая девочка!» скажите «Я расстроен (а) твоим поступком, потому что…. (и описывайте, что именно вас расстроило в его \ее поведении)»). Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

— В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?

— Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.

— В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца — при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

— Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени при выполнении домашнего задания. По возможности включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

Каковы признаки успешной адаптации?

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

3. Если программа сложная, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

4. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не позволять ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

5. Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

В чем особенность адаптации пятиклассников?

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка — ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.

Задача родителей на данном этапе — познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.

Какие «плюсы» несет в себе переход из начальной в среднюю школу?

Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка?

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он «скатился» на «тройки» и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но — действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы.

А потому задача родителей — помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 2 -3 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с «двойками», в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют курение, много времени проводят за компьютерными играми. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Как родители могут поддержать ребенка в период адаптации?

1. Обеспечьте своему ребенку правильный режим, составьте расписание занятий, строго контролируйте соблюдение режима.

2. Если процесс адаптации проходит со сложностями, проблемами незамедлительно просите помощи у классного руководителя или школьного психолога.

3. Развивайте навыки самообучения, расширяйте кругозор.

4. Обращайте внимание ребенка на сильные стороны, хвалите за удачи.

5. Помогайте при выполнении домашних заданий (не решая их, а указывая правильные пути решения), предлагайте помощь в реализации новых идей.

6. Старайтесь не ругать ребенка за плохие отметки, выясняйте причину и помогайте исправить ситуацию, тогда ребенок будет вам доверять, а не бояться.

7. Контролируйте ведение дневника и отметки, делайте это каждый день, тогда не придется в последнюю неделю исправлять кучу предметов.

8. Общайтесь с классным руководителем по мере необходимости, если дело строчное не ждите родительского собрания.

9. При возникновении проблем, не позволяйте себе ругать или критиковать учителя в присутствии ребенка. Любую проблему можно решить разговаривая, а сказанное слово «сгоряча» может привести к формированию неуважения к старшему поколению.

Каковы признаки успешной адаптации?

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если  обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

3. Очень важно на первых порах вселить в ученика уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

4. Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Учащийся привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

5. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем.

Какие особенности необходимо учитывать родителям

 учащихся 10 х классов?

Если вашему ребенку придется перейти в другое учебное заведение (с конкурсным набором), то для вас будут актуальны все советы, которые даны для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче.

Некоторые дети в этом возрасте определились со своими  профессиональными предпочтениями, хотя мы  психологи обращаем особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф. Райса, этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией – а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за «мимолетное увлечение».

Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути.

Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться?

Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными  информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем.

Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам  оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.