Уважаемые коллеги!
Приветствуем Bас в нашем виртуальном методическом кабинете!
Данный веб-ресурс создан для методической помощи не только педагогическим работникам нашего учреждения образования. Учителя и специалисты других учреждений образования также могут быть полноправными пользователями виртуального методического кабинета.
Целью деятельности кабинета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.
Здесь можно найти теоретический и практический материал по работе с учащимися, получить консультацию.
Наш виртуальный методический кабинет предоставляет возможность организовать эффективное методическое пространство для педагогов с доступом к необходимой информации в любое время суток.
Самообразование
Сущность самообразования и его необходимость
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность (ориентация на формирование целостной картины), единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность (постоянный процесс развития) перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Наиболее часто используемые формы организации самообразования – это:
- Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
- Получение второго высшего образования или второй специальности.
- Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
- Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей, обмен опытом в сети учителей-практиков.
- Индивидуальная работа по самообразованию, технологию которой рассмотрим подробно.
Планирование процесса самообразования
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.
На этом этапе могут помочь анкеты «Оценка уровня готовности педагога к развитию» – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования.
2‑й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Как выбирается тема
Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Например: педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках… (предмет)».
Тема самообразования учителя может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности ОУ. Например: «Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках … (предмет)», «Использование региональной составляющей на уроках … (предмет) как условие формирования личности гражданина», «Использование приёмов деятельностного подхода на уроках … (предмет) для развития творческих способностей обучающихся».
Как правильно формулировать тему самообразования
Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три част
I часть (основная часть: содержит проблему) | II часть (связующее звено) | III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема) |
Совершенствование … Формирование … Интеграция … Развитие … Организация … Осуществление … Применение … Использование … Управление … Повышение … Разработка … Реализация … Создание … | … как средство… … как условие… …аспект… …фактор… …основа… …механизм… | развития … совершенствования … активизации … повышения … оптимизации … эффективности … реализации… |
Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода»…
Темы не должны быть:
- слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
- незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
- слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».
Формулировка цели и задач самообразования.
После того, как выбрали тему самообразования, необходимо сформулировать цели и задачи. Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.
При этом цель должна звучать ёмко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Составление плана самообразования.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы;
- цели;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
— ознакомление с литературой;
— ознакомление с нормативно-правовыми документами;
— изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
— составление картотеки литературных источников;
— выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
— обоснование выбора темы;
— актуальность и новизна;
— выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
— формулирование цели и задач работы;
— разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
- Методическое обеспечение аттестации педагогических работников
- Требования к описанию педагогического опыта
- Аттестационная комиссия
Состав аттестационной комиссии на 2023/2024 учебный год
1.Власенко И.В. — председатель комиссии
2.Корытко Ю.М. — заместитель председателя комиссии
3.Храмцова В.В. — секретарь комиссии
4.Николаева И.А. — член комиссии
5.Игнатенко Е.Н. — член комиссии
6.Шуляковская О.В. — член комиссии
7.Сазоненко Е.В. — член комиссии