30 сентября 2024 года в 10:00 начинает работу очно-дистанционная школа олимпиадного движения по учебным предметам «Астрономия», «Биология», «География», «Информатика», «Математика», «Физика», «Химия».
Дистанционные учебные смены проводит Академия образования во взаимодействии с Белорусским государственным университетом и совместно со структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования.
Дистанционные учебные смены пройдут в четыре этапа:
- с 30 сентября по 5 октября,
- с 28 октября по 2 ноября,
- с 9 по 14 декабря,
- с 14 по 19 апреля.
По итогам дистанционных осенних и зимних смен организаторы проведут очную учебную смену с 3 по 14 февраля 2025 года. По ее завершении также будет проведен разбор заданий в дистанционном формате преподавателями вузов.
Цель очно-дистанционной олимпиады – выявить наиболее талантливых и одаренных учащихся, а затем их максимальное количество вовлечь в олимпиадное движение. Таким образом будет совершенствоваться подготовка ребят к республиканским олимпиадам и национальных команд к международным олимпиадам.
Порядок проведения и задания по учебным предметам размещены в тематическом разделе национального образовательного портала «Школа олимпиадного движения».
Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде?
Начнем с уверенности: не надо себя недооценивать, чаще вспоминайте о своих удачах.
Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить
себе конкретный результат, которого вы хотите достичь.
Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше понять себя.
Если что-то не удалось, не тратьте время на сожаление. Лучше думайте, как поступить.
Помните, что иное поражение это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать. Прием совладания с тревожностью: поговори с самим собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на олимпиаде и заранее продумай свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности участия в олимпиаде для меня лично и как их облегчить?
И конечно, никогда не забывай про чувство юмора — пусть оно не покидает тебя и во время участия в олимпиаде.
Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде?
Почти каждый из нас сталкивается перед олимпиадой с таким явлением как волнение. Волнение перед олимпиадой бывает разное. Если у одних эффективность деятельности до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у других она падает («стресс кролика»). Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу.
Стабилизация эмоционального состояния
1. Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга.
2. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный (от 5 до 30 минут). В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2 – 5 минут.
3. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.
4. Дыхательная гимнастика. Существуют два понятия успокаивающее и мобилизующее дыхание. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем – после вдоха задерживается дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом олимпиады нужно сделать вдох и затем глубокий выдох – вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.
5. Психологическая установка на успех. Уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать себя на успех, удачу.
Упражнения на снятие эмоционального напряжения:
1. Ритмичное четырёхфазное дыхание
2. Сядьте удобно и положите руки на колени.
3. Первая фаза (4 – 6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперёд. Сосредоточьте своё внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло.
4. Вторая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания.
5. Третья фаза (4 – 6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками.
6. Четвёртая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2 – 3 минут.
Готовясь к олимпиаде, рисуйте себе картину победы.
Помни, что вера в успех – это половина успеха!
Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.
Начинай готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние 24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать. Соблюдайте режим сна и отдыха.
Рекомендации по заучиванию материала: Заучиваемый материал рекомендуется повторять сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Перед олимпиадой обязательно выспись.
Одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, ластик, носовой платок. Одежда должна быть спокойных тонов.
За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.
Не торопись! Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Но помни, что время регламентировано, а тебе нужно решить задание и заполнить бланк.
Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.
Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Здесь две составляющие: настрой и рефлексия. Чтобы хорошо творить, надо хорошо на это настроиться, поработать над своим эмоциональным состоянием. Уверенность придадут установки «Я смогу», «Я это сделаю», «Я вообще гениален!» Умение создавать подходящее настроение для олимпиад вырабатывается в специальных систематических занятиях. Их необходимо проводить с психологом, или самостоятельно.
Рефлексия — осознание своей деятельности. Любой результат полезен, когда он осмыслен. Каждая олимпиада включает в себя в качестве необходимого элемента ответы на рефлексивные вопросы.
Итак, допустим, подготовка проведена. Что же происходит в день проведения олимпиады?
Ряд ученых исследовали эту тему и пришли к выводам, что учащиеся испытывают тревожность по поводу возможной неудачи, чаще всего их не пугает сложность заданий, а тревожит либо неизвестность, либо груз ответственности за результат. Следовательно, важнейшая задача психологической подготовки в предсоревновательный период состоит в снижении уровня тревожности в стрессовых ситуациях методами саморегуляции.
Ситуация олимпиад стрессовая сама по себе, поскольку схожа с ситуацией экзаменов, но усугубляется к тому же незнакомой обстановкой, ограниченностью времени на выполнение заданий, ответственностью. Задача педагога-психолога — помочь в создании позитивного эмоционального настроя, снизить страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции, приемам волевой мобилизации, управления психофизическим состоянием. Стресс может быть связан и с самооценкой «олимпийца»: насколько я действительно умен, насколько могу справиться и достойно проявить себя. Все эти факторы вызывают тревогу, что может привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности, и порой даже, способному ученику, трудно показать в должной мере знания, умения, навыки и способности.
В ситуации олимпиад наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося: высокий уровень самоорганизации, высокая и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации внимания, произвольности; четкость, комбинаторность, нестандартность мышления, сформированность внутреннего плана действий, сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость. Неадекватность самооценки, завышенный или заниженный уровень притязаний, повышенная личностная тревожность ребенка могут отрицательно повлиять на результат участия его в олимпиаде.
Если ты испытываешь волнение, тревогу, страх по поводу предстоящей олимпиады, тебе будет полезно овладеть приемами саморегуляции своего эмоционального состояния.
Предлагаемые рекомендации, упражнения помогут преодолеть тревогу, волнение, поддержать работоспособность, избежать переутомления и сохранить здоровье. В человеке все взаимосвязано: состояние здоровья влияет на душевное состояние и наоборот. Поэтому сначала обрати внимание на следующее:
Перед олимпиадой
Хорошо выспись
Не следует переедать. Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.
Бывай на свежем воздухе
Отдыхай
Научись выполнять несколько простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее упражнение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение.
Упражнение «Лимон»
Сядь удобно: руки свободно положи на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представь себе, что у тебя в правой руке лежит лимон. Начинай медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуешь, что «выжал» весь сок. Расслабь руку. Запомни свои ощущения. Теперь представь, что лимон находится в левой руке. Повтори упражнение.
Выполни упражнение одновременно двумя руками. Расслабься. Насладись состоянием покоя.
Упражнение «Воздушный шар».
Представь, что в твоей груди находится воздушный шар. Вдыхая через нос, до отказа наполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он уходит из легких. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Что делать, если глаза устали?
Посмотри попеременно вверх-вниз, влево — вправо.
Нарисуй глазами свое имя, фамилию.
Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом — на листе бумаги перед собой (20 сек.)
Как нужно выглядеть на олимпиаде?
Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не вызвать раздражение со стороны преподавателей. Ничего лишнего!
Как вести себя во время олимпиады?
Чаще подбадривай себя. Слова обладают едва ли не магической силой воздействия на нас. Я готов! Я собран! У меня все получится! Я уверен в успехе!
Помни, что вера в успех – это половина успеха!
Будь оптимистом. Помни, что наш мозг подобен компьютеру. Он хранит информации гораздо больше, чем мы можем предположить, Главное, взять себя в руки, и тогда, в нужный момент всегда вспомнятся нужные тебе знания.
Не спеши отвечать или сдавать свою работу. Сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Помни, что самые свежие мысли приходят в голову после того, как письмо запечатано. Если тебе ничего не пришло в голову, то можешь сдавать работу.
Говори уверенно, спокойно, четко и ясно. Это тоже поможет унять волнение. Можешь представить, что перед тобой не преподаватель, а твоя мама, друг (отвечать будет не так страшно).
Человек может сознательно контролировать свое состояние. Так, если попытаться вести себя уверенно, можно и почувствовать себя уверенно.
Если ты потерпел неудачу?
Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. Жизнь продолжается.
Быстрые способы успокоиться, улучшить настроение
«Передышка»
Отложи в сторону все проблемы, которые тебя беспокоят. Ты сможешь вернуться к ним, когда пожелаешь. В течение трех минут дыши медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза. Представь, что когда ты глубоко неторопливо дышишь, все твои беспокойства и неприятности улетучиваются. При вдохе можешь повторять себе: «Я начинаю чувствовать себя лучше».
«Убежище»
Представь себе, что у тебя есть удобное надежное убежище, в котором ты можешь укрыться, когда пожелаешь. Это место не обязательно должно быть реально существующим. Это может быть шалаш в лесу, таинственный замок, космический корабль … Мысленно опиши это безопасное удобное место. Можешь нарисовать его. Ты можешь там отдыхать, рисовать, слушать музыку, разговаривать с другом.
«Сила воображения»
Представь свою проблему в виде лески, которая зацепилась в воде за корягу. Ты отрезал леску, и проблема уплыла.
Важно быть информированным о том, что тебя ждет на олимпиаде, и часто это даже больше необходимо, чем умение владеть техникой саморегуляции. Важно знать технические и организационные моменты о том, как будет выглядеть день олимпиадника, какого типа задания будут там представлены, какое количество этапов олимпиады ждет тебя, какова их продолжительность, где получить консультацию или помощь.
Вот несколько рекомендаций, повышающих Ваши шансы на пути достижения поставленной цели:
1. Полноценно отдыхайте. Запомните – вечер, проведенный перед монитором или телевизором — это не отдых!
2. Займитесь спортом – физическая активность отлично снимает напряжение и тревоги.
3. Высыпайтесь – хороший сон является верным средством от переутомления нервной системы, следовательно, Ваши память, внимание и мышление будут на высоте!
4. Следите за своим дыханием, оно не должно быть поверхностным!
Это упражнение можно делать в любом месте. Сядьте поудобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха). Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и исчезает напряжение.
Победители понимают, как готовиться к олимпиадам, не понаслышке. Многие из них совершали ошибки, шли к своей цели длинным, не всегда оправданным путем. Зато теперь они точно знают, что и как нужно делать ради призового места, и готовы поделиться этим знанием.
Создайте стратегию подготовки
Готовиться к олимпиадам без плана — это как идти в бой наудачу. Есть, конечно, шанс, что повезет и вы узнаете все, что нужно, и даже немного больше. Но велика вероятность что-то упустить, не успеть подготовиться к олимпиаде и остаться с носом, не добрав всего несколько баллов до проходного на следующий этап.
Чтобы этого не произошло, нужно точно знать, что именно проверяется (программу класса, материалы сверх нее), сколько времени у вас есть. Составьте себе график, распределив информацию, по которой будете готовиться к олимпиадам, по времени, и четко ему следуйте.
Узнайте критерии оценивания
Чтобы бой был победным, нужно знать врага в лицо. Так и здесь — готовиться к олимпиадам следует четко по критериям проверки, особенно, когда дело касается творческих заданий. Иначе вашу действительно гениальную работу могут не оценить по достоинству.
Поэтому всегда изучайте всю информацию с сайта или местного министерства образования, демонстрационные и прошлогодние варианты этапа, критерии проверки работ. Все это поможет готовиться к олимпиадам более профильно.
Тренируйтесь быстро запоминать материал
Первые этапы стартуют в начале года, поэтому за минимальное количество времени вам предстоит изучить программу одного–двух лет обучения. Это просто колоссальное количество информации! Готовиться к олимпиадам, не запоминая ее, просто не имеет смысла.
Используйте различные техники запоминания, чтобы определить для себя наиболее эффективные. Не упускайте ни одной детали, пока готовитесь к олимпиадам.
Заручитесь поддержкой сильных преподавателей
Материалов для самостоятельной подготовки к олимпиадам намного меньше, чем информации об экзаменах. А найти что-то по конкретным испытаниям — вообще нереально!
Поэтому имеет смысл готовиться к олимпиадам с преподавателем, который либо сам их выиграл, либо подготовил хотя бы одного призера или победителя. Так вы сможете сэкономить время и силы, а также не упустить ничего важного.
Начните участвовать как можно раньше
Любая олимпиада — это настоящий спорт, в котором часики-то тикают. Вникать в формат, погружаться во всю эту тусовку, готовиться к олимпиадам можно несколько лет: кто-то ныряет в движение в четвертом классе, а выныривает только после студенчества. У этих ветеранов есть преимущество — они уже досконально изучили, что от них хотят, знают программу на несколько лет вперед, могут уделить время деталям.
Как подготовиться для победы на олимпиаде
Готовьтесь в команде
Олимпиадники не просто так держатся друг за друга, создают сообщества, в которых делятся материалами, советами. Многие считают, что выиграть такие испытания за пределами школьной программы — просто нереально. Это демотивирует. А ведь именно вера в себя — залог победы.
Готовьтесь к олимпиадам в команде единомышленников, чтобы не сдаться на полпути, ощущать веру в себя, поддержку, а, может, даже видеть перед собой пример для подражания.
Занимайтесь при любой возможности
Информации много, времени мало, тик-так. Это ладно. А делать-то что? Даже с гениальным преподавателем в сутках двадцать пятого часа не появится, а значит, дорога каждая секунда!
Если у вас появляется свободное время, вы чувствуете в себе силы что-то сделать, то нужно готовиться к олимпиадам. Прямо в этот момент. Хотя бы десять минут поездки в транспорте или полчаса перед сном. Тратьте свободное время на подготовку или заряжающий силами, желательно полезный отдых. В конце концов, любое время, уделенное образованию, окупится в будущем, в отличие от нового сериала Нетфликс.
Переключайтесь
А вот если сил больше нет, то пришло время отдохнуть. Не стоит готовиться к олимпиадам до изнеможения, научитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Так, можно рисовать, смотря на фоне документальный фильм или какой-нибудь вдохновляющий тематический сериал. Или полностью расслабиться, отключив мозг за уборкой. Если же вас заряжает энергией получение новых знаний, можно готовиться к олимпиадам с другого ракурса, например, изучать материалы по философии как прародительнице всех наук.
Не бойтесь подавать апелляцию
С несправедливым оцениванием можно столкнуться где угодно, олимпиады не исключение. Критерии проверки заданий часто бывают размытыми. Особенно это касается таких творческих заданий, как написание зарисовки в литературе или эссе по мировой художественной культуре. Поэтому, если вы видите, что ваша работа написана по критериям, но не получила заслуженной оценки, не бойтесь задавать вопросы на просмотре работ и, если нужно, подавать апелляцию. Боритесь за каждый балл, ведь он может стать решающим для прохода на следующий этап!
Конечно, готовиться к олимпиадам нужно в любом случае: даже если не получится завоевать диплом победителя всероссийского этапа, можно стать призером города или региона, что уже дает некоторые поблажки при поступлении. А знания, которые вы получите в процессе, пока будете готовиться к олимпиадам, обязательно пригодятся на экзаменах!
1. Быть предельно внимательным. Прослушать и запомнить всю информацию о правилах заполнения бланковой документации. От этой информации вплотную зависит качество и количество ответов, засчитанных правильными.
2. Полное сосредоточение. Когда все организационные вопросы разрешены и непонятные моменты прояснены надо немедленно забыть об окружающих, перед глазами положить часы, для контроля времени и полностью сосредоточиться на уяснении и выполнении тестового задания. В данной ситуации как никогда уместно «крылатое» выражение: «Торопись не спеша!».
3. Задания следует начинать с ответов на лёгкие вопросы. Смысл в том, что как только ученик начинает отвечать на вопросы, не сомневаясь в правильности своих ответов, так как точно знает, что он отвечает правильно, он успокаивается и входит в рабочий ритм. Пропадает нервозность, мозг начинает работать более ясно и чётко в нужном направлении, вся его энергия направляется на постепенное, но более точное и полное выполнение всех тестовых заданий.
4. Не следует пугаться жёстких временных рамок. Качество ответов не должно «страдать» от кажущейся нехватки времени. Перед тем как окончательно зафиксировать свой ответ, следует дважды прочесть вопрос и для себя убедиться, что он правильно и однозначно понят, на него есть такой же правильный ответ, после этого следует дать этот ответ.
5. Трудные и непонятные задания следует пропустить. После того как будут найдены ответы на все правильно понятые задания, можно вернуться к ранее непонятым или трудным и поискать верные ответы на них. Если сразу пытаться выполнить всё, то можно «застрять» на непонятных заданиях и не дойти из-за недостатка времени до тех на которые есть полные и ясные, а, главное, правильные ответы
6. Любое, даже самое понятное задание следует читать до конца. Иначе можно не понять сути заданного вопроса и совершить непоправимые ошибки при выполнении даже самых простейших заданий.
7. Всегда думать только о точном выполнении текущего задания. Взявшись за выполнение нового задания, немедленно переключится только на него, о старом забыть, о будущем не вспоминать до полного выполнения текущего. И тем более не имеет смысла думать о неправильно выполненном предыдущем задании, если такое событие имело место быть.
8. Применить метод исключения. С первых секунд можно сразу же исключить те варианты ответов, которые явно не подходят под правильный ответ. Тогда быстрее и проще можно найти верное решение среди оставшихся двух, трёх вариантов, вместо пяти, семи.
9. Правило второго круга. Желательно весь отведённый для олимпиады бюджет времени поделить на три части. Первые две трети времени потратить на выполнение всех простых и понятных заданий. В оставшуюся треть времени пройти все нерешённые трудные задания по второму кругу, к этому времени многие из них станут более понятными и вполне выполнимыми. Затем «пробежать» глазами все свои ответы, вдруг удастся заметить явные ошибки в своих ответах и успеть их исправить.
10. Включить интуицию. Иногда при выборе ответа может возникнуть ситуация, при которой ответ на задание интуитивно понятен. На втором круге можно попробовать доверится интуиции. Иногда можно попытаться ответить интуитивно, чем совсем не выполнить задание. 11. Не впадать в печаль и депрессию, если часть заданий выполнить не удалось. Ты не являешься центром Вселенной и ничего страшного не произойдет, даже если ты займешь последнее место. Ты обязательно добьешься успеха в чем-то другом.
За день до начала олимпиады постарайся ничего не делать. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену (олимпиаде), не хватает всего одной, последней перед ним (ней) ночи. Это не правильно! Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь олимпиада — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
Накануне олимпиады отдохни, займись любимым делом, посмотри веселый фильм.
В место проведения олимпиады ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, и несколько (про запас) ручек.
В месте проведения олимпиады может быть холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь решать олимпиаду несколько часов.
Смело входи в аудиторию с уверенностью, что ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!
Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получиться. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
- сядь удобно,
- глубокий вдох через нос (4-6 секунд),
- задержка дыхания (2-3 секунды).
Сосредоточься! Постарайся забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только задания и часы, регламентирующие время выполнения олимпиады. Торопись не спеша! Читай задания до конца (и несколько раз, подчеркивая ГЛАВНОЕ), чтобы не совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Что делать, если глаза устали. Если устали глаз, значит, устал и организм. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Итак, выполни упражнения:
- посмотри попеременно вверх — вниз(15 сек.), влево — вправо (15 сек.);
- нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом — на листе бумаги перед собой (20 сек.).
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что задания рассчитаны на максимальный уровень, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошего результата.
И запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка — еще один шаг к успеху. Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает! ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
Начальные классы:
Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
Средняя ступень. Старшая ступень
- Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
- Разрешение и поощрение множества вопросов.
- Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
- Стимулирование ответственности и независимости.
- Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
- Формировать более разнообразный взгляд на мир.
- Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
- Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
- Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
- Научить прослеживать межпредметные связи.
- Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
- Оказывать поддержку в ситуации успеха.
- Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
- При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
- Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
- Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.
Подхватывайте мысли учащихся и оценивайте их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
Усиливайте впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).
Поощряйте оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.
Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
Культивируйте творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
Учите детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.
Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
Подбрасывайте интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
Рассеивайте страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывайте об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.
Стимулируйте и поддерживайте инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывайте им проекты, которые могут увлечь.
Привязывайте талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.
Создавайте проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
Создавайте поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
Развивайте критическое отношение.
Побуждайте доводить начинания до логического завершения.
Воздействуйте собственным примером.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно — научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
- Ребенку предоставить:
- название темы.
- план изучения темы
- основные вопросы
- понятия и термины, которые он должен усвоить
- практические работы
- список необходимой литературы
- формы контроля
- задания для самопроверки
- Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактическое затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
- причины отклонений от сроков.
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе — обязательные составные части успешности уроков.
Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.
Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью — и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
Быть доброжелательным и чутким;
Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
Обладать чувством юмора;
Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
Стимулировать когнитивные способности учащихся.
У одарённых детей имеются как плюсы, так и минусы.
Помните, что негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:
1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
7. Стремление командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними. Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одарённые дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одарённых. Поэтому с одарённым ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда — постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. 12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Признаки одаренности
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный — характеризует способы его деятельности. Мотивационный — характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Наличие специфических стратегий деятельности.
Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
— быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
— использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.
4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Виды одаренности
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.
Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности.
Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.
Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2.Степень сформированности.
3.Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
1. По критерию “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики” выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них). К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены разные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсо-моторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.
Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсо-моторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные качества (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.).
Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации), коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).
2. По критерию “степень сформированности одаренности” можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок — это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
3. По критерию “форма проявления” можно говорить о явной одаренности и скрытой одаренности.
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя.
4. По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить: общую (или умственную) одаренность; специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.).
5. По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю одаренность; позднюю одаренность.
Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен “возрастной одаренности”) далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.
1. Активно вовлекайте одаренного ребенка в работу на каждом занятии. Давайте задания разных типов по уровню сложности и по стоящей перед обучающимся задаче. Используйте проблемно-поисковые и творческие задания, задания на рассуждения, мозговой штурм, дискуссии, задания на аргументацию, на анализ фактов, установление закономерности, последовательности.
2. Стройте работу так, чтобы ребенок чувствовал себя востребованным в образовательной организации и на уроках. Проявляйте внимание и интерес к его усилиям, результатам и мнению. Сообщайте о проходящих в организации, округе, городе мероприятиях по интересам ребенка.
3. Учитывайте в работе с одаренным обучающимся его сильные стороны и интересы. Создавайте пространство для самовыражения ребенка с опорой на его способности и умения в учебной и неучебной деятельности.
4. Оказывайте поддержку, давайте положительную обратную связь об увлеченности и умениях ученика: в виде внимания, признания, интереса, создания возможности для проявления интересов и талантов в образовательной организации.
5. Принимайте допустимость самовыражения творчески одаренного ученика в современной, даже непонятной взрослым форме (в комиксах, рэпе, фанфиках, стенд-ап жанре и пр.). Не требуйте следования классике.
6. Создавайте условия для взаимодействия одаренных обучающихся со сверстниками и более младшими, старшими детьми для расширения круга контактов, трансляции опыта, взаимной обратной связи. Вовлекайте детей в подготовку внеурочных мероприятий.
7. Расширяйте внутри организации систему внеурочной занятости обучающихся с разными видами одаренности и разной направленностью интересов: создание школьного журнала или ученического сайта, звукозаписывающей студии, арт-пространства и пр.
8. Опирайтесь на уже имеющиеся сильные стороны ребенка и двигайтесь в направлении тех навыков, умений, действий, которые обучающийся еще не может выполнить сам, но может в сотрудничестве со взрослым. Расширяйте его кругозор, давайте книги, энциклопедии, рассказывайте о научных и культурных мероприятиях. Старайтесь находить время поговорить с одаренным ребенком, поделиться мнениями.
9. Опирайтесь на способности ученика как на ресурс, противостоящий негативным социальным и персональным факторам. Не обесценивайте творческие достижения в сравнении с «серьезными» предметами. Помните, что возможность самовыражаться в творчестве – средство преодоления негативных эмоций, коммуникативных трудностей и жизненных кризисов.
10. Избегайте насмешливости, скептицизма, поучений, если обучающийся поделился своим произведением. Не используйте одаренность ученика как способ повесить на него ярлык («ты все поешь», «тебе бы только рисовать», «лучше сочинение напиши», «цирк тебя заждался»). Относитесь к творчеству как к ценности.
Режим
1. Следите за соблюдением режима дня, питания, отдыха Вашего ребенка
2. Договоритесь о том, что он будет выполнять четкий режим работы
3. Помните:
— самое оптимальное время подготовки к олимпиаде — утренние часы;
— после каждого часа работы следует делать 10-минутный перерыв;
— работать больше 9-10 часов в сутки не рекомендуется;
— работать в вечернее время после 21 часа, а тем более, ночью, не рекомендуется;
— желательно увеличить время сна на 1 час;
4. Предложите разумно чередовать труд и отдых. На время подготовки освободите ребенка от тяжелого физического труда.
5. Особо строго следует проследить за соблюдением гигиенических требований умственного труда: проветривать помещение, через каждый час работы делать физкультпаузу. Уделите часть своего времени прогулкам с ребенком.
Организация
1. Проследите, подготовлено ли рабочее место. Все должно способствовать успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.
2. Обратите внимание, удобно ли расположились за столом, имеют ли перед собой задания, необходимые книги, записи.
3. Не допускайте, чтобы дети готовились к олимпийским испытаниям лежа, полусидя, при плохом освещении.
Эмоциональный комфорт (поддержка)
1. Положительные эмоции особенно полезны в это время.
2. Искренне интересуйтесь ходом подготовки к олимпиаде.
3. Оказывайте поддержку Вашему ребенку. Поддержите его добрым словом (« Ты у меня молодец! Все будет хорошо!»).
4. Отнеситесь с пониманием к тому, что олимпиады по предмету — очень ответственный момент в жизни Вашего ребенка. Поощряйте самостоятельность в подготовке к ним.
5. Если поступает просьба, уделите время, отложив дела.
6. Проявите сдержанность в те моменты, когда ребенок расстроен, недоволен. Выразите сочувствие в том, что у него много работы. Успокойте его.
7. Когда ребенок лег спать, позаботьтесь о том, чтобы в соседней комнате не работал громко телевизор или радио, притушите свет. А если у Вас гости, попросите их говорить тише.
8. Не нагнетайте обстановку, выразите уверенность, что ребенок справится (« Тебе это под силу! Ты справишься!»)
Уважаемые родители!
Психологическая поддержка — это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка. Как же поддержать ребѐнка?
Поддерживать ребенка — значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь — научить ребѐнка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, помогите ему выбрать наиболее оптимальную тактику подготовки к олимпиаде.
Помогите отрегулировать режим дня, режим сна, режим питания, организовать условия для самоподготовки.
В период повышенной интеллектуальной нагрузки ребенку нужен хороший отдых: прогулки на свежем воздухе, чередование умственной деятельности с двигательной активностью, полноценный сон. Установлено, что одна бессонная ночь снижает интенсивность работы мозга на 9%.
Питание должно быть сбалансированным, но привычным, особенно в этот период, т.к. реакция организма в момент психоэмоционального напряжения может быть непредсказуемой. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Проявите чуть больше, чем обычно, внимания к ребенку. Относитесь, спокойнее к его нервозности в этот период.
Чтобы снять тревожность ребенка, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить крепкий чай с лимоном, немного шоколада и банан, в котором содержатся вещества, действующие успокаивающе на организм.
Откажитесь на этот период от упреков в адрес ребенка, исключите все конфликтные вопросы, поддерживайте его веру в собственные силы. Ваш ребенок индивидуален, не похож на других и для Вас самый лучший в мире. Сейчас самый подходящий момент, чтобы еще раз дать понять ему это!
Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка. Постарайтесь быть терпеливыми друг к другу, сохранять мир и согласие в семье. Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к олимпиаде. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Создайте психологическую установку на успех. Чаще в общении с ребенком, используйте выражения: «У тебя все получится», «Я верю в тебя».
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне олимпиады — это может отрицательно сказаться на результате.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Накануне олимпиады обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время олимпиады обратить внимание на следующее:
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и о тметь, чтобы потом к нему вернуться;
И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка.
Постарайтесь быть терпеливыми друг к другу, сохранять мир и согласие в семье. Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к олимпиаде. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Создайте психологическую установку на успех. Чаще в общении с ребенком, используйте выражения: «У тебя все получится», «Я верю в тебя».
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.
Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне олимпиады — это может отрицательно сказаться на результате.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Накануне олимпиады обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время олимпиады обратить внимание на следующее:
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Верьте в своего ребенка и его успех!
Именно Ваша поддержка нужна ребенку прежде всего. Часто родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
- В период подготовки ребенка к олимпиаде основная задача родителей — создать для ребенка оптимальные комфортные условия и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
- Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящей олимпиады. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
- Очень важно обсудить ожидания и опасения ребенка от участия в олимпиаде. Обсудите с ребенком какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать, каковы возможные трудности участия в олимпиаде для него лично и как их облегчить и т.п.
- Верьте в позитивный итог «Все будет хорошо! У тебя все получится!» Независимо от результата олимпиады, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится!
- Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Организация занятий - Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке к олимпиаде . Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью и не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
- Одна из главных причин стресса перед олимпиадой- ситуация неопределенности.
- Тренировка в решении различных заданий несколько снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. - Обеспечьте своему ребенку удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
- Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
- Следите, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости,- лучшее средство от переутомления. Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
- Важно, чтобы школьник обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай): нервная система в период подготовки к олимпиаде итак работает в экстремальном режиме.
- Немало вреда может принести и попытка ребенка сосредоточиться над учебниками в комнате с работающим телевизором. Если ваш ребенок хочет работать под музыку, не стоит этому препятствовать, только договоритесь, чтобы музыка была «без слов».
- Накануне олимпиады ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
- С утра перед олимпиадой дайте ребёнку шоколадку… разумеется, это не баловство, а просто источник глюкозы, которая стимулирует мозговую деятельность!
- Если ребенок не добился желаемого результата, не осуждайте и не насмехайтесь над ним, постарайтесь разобраться , в чем причина неудачи, сделайте выводы, обсудите, что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
- Придерживайтесь принципа « Все , что ни делается, все к лучшему».
Каким бы ни был итог, помните об одном из принципов человеческого познания: «Мы знаем лишь малую часть того, что должны знать».
Удачи Вам и Вашим детям!
График проведения первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам в государственном учреждении образования «Средняя школа № 26 г. Могилева» в 2024/2025 учебном году
Поздравляем победителей городской олимпиады 2023/2024!
Фамилия, имя учащегося | Класс | Учебный предмет | Диплом | Учитель |
ИСАКОВА МАРИЯ | 6А | «Русский язык» и «Русская литература» | 1 | Шуляковская О.В. |
МАЛАХОВА УЛЬЯНА | 9Б | «Немецкий язык» | 1 | Власенко И.В. |
КОРТУЗОВ КИРИЛЛ | 7Б | «Немецкий язык» | 1 | Бондарева О.А. |
ПУЗАНКОВА ЕЛЕНА | 8А | «Немецкий язык» | 1 | Бондарева О.А. |
ГАЛКИНА СОФИЯ | 6Б | «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» | 1 | Моисеенко В.В. |
КОВАЛЕНКО АРТЕМ | 4А | «Математика» | 1 | Игнатенко Е.Н. |
СЛУКИНА АНАСТАСИЯ | 7А | «Немецкий язык» | 2 | Бондарева О.А. |
СЛУКИНА АНАСТАСИЯ | 7А | «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» | 2 | Моисеенко В.В. |
КОМАРОВА ВАЛЕРИЯ | 7В | «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» | 2 | Моисеенко В.В. |
БЕЛОГОЛОВ КОНСТАНТИН | 9В | «Английский язык» | 2 | Савельева В.Ф. |
БАХТИНА КИРА | 5А | «Немецкий язык» | 2 | Корытко Ю.М. |
УГОЛЬКОВ ДАНИИЛ | 4А | «Немецкий язык» | 2 | Корытко Ю.М. |
СОЛДАТЕНКО МИХАИЛ | 5Б | «Физическая культура и здоровье» | 2 | Ильюшенко В.И. |
ЖУРАВКОВА ЕЛИЗАВЕТА | 6Г | «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» | 2 | Моисеенко В.В. |
КОВАЛЕВА АЛЕКСАНДРА | 6Б | «Немецкий язык» | 3 | Корытко Ю.М. |
КУПЛЕВИЧ ЗАХАР | 6Б | «Всемирная история» | 3 | Александрова А.С. |
КУПЛЕВИЧ ЗАХАР | 6Б | «Биология» | 3 | Николаева И.А. |
ИСАКОВА МАРИЯ | 6А | «Английский язык» | 3 | Храмцова В.В. Устинова Ю.Е. |
КОЦЕРУБО ВЛАДИСЛАВ | 6А | «Математика» | 3 | Кудина А.С. |
МЕЛЬНИК АРСЕНИЙ | 9Б | «Немецкий язык» | 3 | Власенко И.В. |
ДЕНИСЕНКО НАЗАР | 8А | «Физическая культура и здоровье» | 3 | Леоненко Т.А. |
ЕРКОЕВА СВЕТЛАНА | 8Б | «Русский язык» и «Русская литература | 3 | Козлова С.И. Дударева Т.И. |
СЕРГЕЕНКО АРТЕМ | 8Б | «Биология» | 3 | Николаева И.А. |
ШИНКЕВИЧ АНГЕЛИНА | 9Б | «Обществоведение» | 3 | Александрова А.С. |
ДЫМКОВА ДАРЬЯ | 9В | «Обществоведение» | 3 | Александрова А.С. |
МИСКЕВИЧ ПОЛИНА | 6А | «Английский язык» | 3 | Храмцова В.В. Устинова Ю.Е. |
АРТЮХОВСКИЙ ГЕОРГИЙ | 4А | «Белорусский язык» и «Белорусская литература | 3 | Игнатенко Е.Н. |
АНТОНОВА ЭВЕЛИНА | 5В | «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» | ПО | Моисеенко В.В. |
САЗОНЕНКО ДАРЬЯ | 7А | «Биология» | ПО | Николаева И.А. |
Выражаем благодарность учителям, подготовившим победителей городской олимпиады!
Портрет одаренного ребенка
- Любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
- Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца — способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным.
- Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»).
- Повышенный интерес к дивергентным задачам. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов.
- Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления.
- Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
- Легкость генерирования идей (продуктивность мышления).
- Легкость ассоциирования. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
- Способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
- Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
- Отличная память.
- Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
- Особенности склонностей и интересов. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны.
- Стремление к самоактуализации. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г. Гольдстейн, К. Роджерс и др.).
- Перфекционизм (стремление к совершенству). Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного).
- Самостоятельность. Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
- Лидерство. В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.
- Соревновательность.
- Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие.