Если Вы столкнулись с одной из следующих проблем:

 —  Ребёнок не хочет идти в школу. Почему?

 —  Как пережить переходный возраст?

 —  Куда пойти после школы? (Знакомство с современным рынком труда)

 —  Права и обязанности в опекунских семьях.

 —  Дети в неблагополучных условиях.

 —  «Отцы и дети». Как найти общий язык?

 —  Конфликты в школе и классе: что делать?

Вас могут проконсультировать специалисты социально-психологической службы школы

Козлова Светлана Игоревна —  педагог социальный
Синяк Елена Николаевна — педагог социальный

+375 22 224 30 35

(телефон, действующий по принципу «горячей линии»)

График работы специалистов социально-педагогической и психологической службы государственного учреждения образования «Средняя школа № 26 г. Могилева» на 1 полугодие 2022/2023 учебный год

График на разработке!

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети часто неловки в своих движениях, у них слабая координация, слабый мышечный контроль. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, пытается заниматься несколькими делами одновременно (задает вопросы, но не ждет ответ, а задает еще какой-нибудь или начинает заниматься другими делами ), может начать играть в какую-нибудь игру, а затем переключиться на что-то другое. Все это происходит за небольшие промежутки времени , ребенок постоянно что-то делает, хватает, роняет и тд.. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких детей. Таких детей называют гиперактивными. Наиболее вероятно, что с первыми признаками повышенной активности родители могут столкнуться до 6-7 лет.

Основные признаки гиперактивности

-Расстройство (дефицит) внимания 

-импульсивность

-двигательная расторможенность

Родители замечают, что их ребенок может сосредоточиться на отдельных формах активности всего на несколько мгновений, а затем переключается на другую деятельность. Эти дети очень отвлекаемы, они реагируют на минимальный раздражитель, будь это звук или какое-нибудь движение. Очень часто испытывают трудности в учебе, в поведении. Все это связано с затруднениями в сосредоточении внимания, в восприятии зрительных, слуховых, иногда тактильных образов. Двигательная несогласованность вызвана недостаточной координацией связи глаза-руки, что сказывается на неспособности легко и правильно писать. Все эти трудности неизбежно приводят к формированию низкой самооценки и раздражительности у ребенка. Многие взрослые нетерпеливы при общении с такими детьми, не доверяют им, не могут спокойно выдержать их поведение. Они пытаются успокоить ребенка, подавить его психическую и физическую активность. Очень часто применяют физические наказания, которые не оказывают положительного влияния на ребенка. В результате этого он становится более раздражительным и агрессивным и менее управляемым. Ребенку, который лишен возможности проявлять свои чувства и эмоции, трудно быть спокойным и сосредоточенным, ему трудно концентрировать внимание. У детей с повышенной активностью слабо развиты навыки социального взаимодействия, у них мало друзей-сверстников и затруднено общение со взрослыми.

Ошибки, с которыми сталкиваются родители:

Разность подходов в воспитании в семье (бабушки, дедушки, папы и мамы).

Недостаток эмоционального тепла.

Отсутствие знаний и навыков управления агрессией, и неумение привить их детям.

Непоследовательность требований предъявляемых ребенку.

Пути преодоления гиперактивности у детей:

Обратиться к специалисту, который сможет помочь вашему ребенку и обучить вас. Это: психологи, психотерапевты, психоневрологи.

Составить список запретов и четко следовать ему.

Составить план, что надо проконтролировать сегодня, через неделю и т.д.

Работу с агрессией необходимо проводить регулярно (это улучшит эмоциональное и физическое состояние ребенка).

Установить четкий распорядок дня. Ребенок должен знать, когда и что ему делать (четкое планирование деятельности ребенка является лучшей профилактикой нарушений психики и деятельности нервной системы).

Больше времени общаться с ребенком, вникая в его проблемы, решая их вместе с ним. Играть с ним в детские игры.

Необходимо обучиться спокойному и мягкому общению со своим ребенком. При выполнении домашней работы, заданий недопустимо использование криков, приказаний, а так же восторженных интонаций, громких слов. Такой ребенок очень чувствителен к повышенному тону и поэтому он быстро и эмоционально среагирует на то, что будет ему сказано. Это станет препятствием для дальнейших успешных действий.

Для того чтобы такой ребенок выполнял какие-либо указания и просьбы необходимо научиться давать ему инструкцию. Они должны быть немногословными (содержать не более десяти слов), иначе ребенок не услышит вас.

Запрещая что-либо, надо помнить о том, что запретов должно быть немного, и они должны быть заранее оговорены с ребенком. Запреты должны быть сформулированы в четкой форме. Ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов.

Для гиперактивного ребенка существуют ограничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере (чем больше времени он проведет за компьютером, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить).

После того, как ребенок пришел домой, ваше внимание должно быть отдано ему, хотя бы в течение одного часа. За это время ребенок сможет выговориться и поделиться с вами тем, что его беспокоило в течение дня.

Необходимо помнить о том, что перед сном (за 2-3 часа) полезно спокойно прогуляться, поговорить с ребенком, выслушать его рассказ, или просто спокойно поговорить.

 Необходимо регулярно проводить легкий успокаивающий массаж и выполнять упражнения на расслабление с целью снятия избыточного напряжения.

Такие дети подвержены страхам. Им необходима ваша поддержка и одобрение.

Учитесь общаться со своим ребенком. Любите его. Говорите ему ласковые и ободряющие слова, чаще обнимайте.

Что такое застенчивость?

Застенчивость — комплексное  состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Застенчивость – состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся.

“Быть застенчивым” значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за  его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.

Формы проявления застенчивости.

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости:

1.Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети,  для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.

2.Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей –  отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.

3.Дети, чей страх перед людьми не знает границ, — хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично, и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.

Причины застенчивости.

1.Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.

2.Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми.

3.Особые условия воспитания и личность родителей. Если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того,  что и ребенок будет застенчив, возрастает.

4.Навешивание ребенку ярлыка застенчивости.

5.Очередность рождения ребенка в семье: среди первенцев больше застенчивых.

6.Преждевременное психологическое обособление ребенка от матери, ведущее к возникновению у ребенка страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых

Как предупредить и преодолеть застенчивость.

1.Воспитывайте в ребенке чувство собственной значимости, адекватную самооценку.

Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой, там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. Ребенок с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он более пассивен, внушаем, менее популярен и чрезмерно чувствителен к критике. Дети с низкой самооценкой более невротичны, чем дети с высокой самооценкой. Дошкольники, как правило, оценивают себя так, как их оценивают родители.

2.Формируйте у ребенка ощущение уверенности в себе.

Постарайтесь создать для ребенка атмосферу защищенности, поддержки и любви.

Уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.

Действия ребенка могут подлежать любой оценке, но не позволяйте себе критиковать личность ребенка, приписывая ему отрицательные черты – “глупый”, “неспособный”, “невезучий”, “неисправимый”, “уродливый” и т.д.

Не стремитесь к тому, чтобы ребенок чувствовал себя зависимым от вас, хотя это и позволяет легче им управлять.

Как можно раньше приучайте ребенка к ответственности за свои поступки.

Учите ребенка идти на разумный риск и переносить поражение. Позволяйте ему делать ошибки. Застенчивые дети избегают что-либо делать, так как боятся потерпеть неудачу.

Помогите ребенку стать интересным. Следует развить хотя бы одну такую черту, которая была бы положительно оценена окружающими.

Не забывайте хвалить ребенка за успехи.

Научите ребенка расслабляться – верное средство раскрыть свои потенциальные возможности и избежать неприятных переживаний.

Не следует до отказа наполнять жизнь ребенка спланированной полезной деятельностью. Научите его чувствовать себя комфортно наедине с самим собой.

3.Развивайте в ребенке навыки социального поведения.

Стимулируйте активность ребенка, так как бездействие, пассивность – характерная особенность застенчивых.

Не допускайте социальной изоляции и игнорирования своего ребенка.

Разрабатывайте с ребенком сценарии действий и репетируйте его роль. Приняв роль, даже глубоко застенчивые дети начинаю вести себя иначе.

Старайтесь изменять поведение ребенка, а не его личность.

Одежда и прическа ребенка не должны быть предметом его переживаний.

Заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы завести разговор и иметь, что сказать, нужно достаточно знать.

Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства.

Нейтрализуйте тревогу и стресс.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила 
в нашей непростой жизни…

Выучите с ребенком номера телефонов служб спасения.

Выучите с ним ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым Вы доверяете.

Учите его рассказывать вам вечером не только о своих достижениях, но и о тревогах и сомнениях, страхах.

Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

Обсуждайте с ним примеры находчивости и мужества детей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

Не иронизируйте, если ребенок в какой-то жизненной ситуации оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите ему возможные пути решения возникшей проблемы.

Если проблемы связаны с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы и интересуйтесь результатами занятий.

Если взрослые люди из числа ваших знакомых и друзей вызывают у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не стесняйтесь разорвать с ними отношения.

Постарайтесь удовлетворить любознательность и любопытство ребенка, предупреждая его вопросы заранее, а не после того как он получил информацию из третьих рук.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства усвоил то, что ему разрешается, и то, на что налагается абсолютный запрет.

Учите ребенка предполагать последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…

Если ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.

Не обсуждайте с ребенком то, что произошло, тем более с посторонними или чужими людьми.

Не формируйте у ребенка комплекс вины за случившееся.

Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует комплекс «белой вороны».

Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободится от груза вины и ответственности.

Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.

Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

Не идите на компромиссы со своей совестью, если это касается чужой жизни, даже если это Ваш ребенок. Спустя годы Ваш компромисс может обернуться против Вас.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время подростку совсем не сложно купить спиртные напитки, ровно, как и сигареты. В каждом районе каждого города страны есть небольшие магазины, продавцы которых не обращают внимания на возраст покупателя. Да и сами подростки, предпочитающие употреблять алкоголь в компании, отправляют в магазин того, кто выглядит старше других, и потому административными мерами решить вопрос потребления алкоголя подростками сложно.

И потому следует смотреть, каким образом можно изменить эту ситуацию, воздействуя на детей социальными методами в семье или учебном заведении.

Почему подросток покупает пиво? Родителям, которые сами регулярно употребляют дома спиртное, и делают это на глазах у ребенка, вообще не стоит задавать такой вопрос. Возможно, в первый раз он попробовал спиртное даже дома. Такой случай можно назвать одним из самых сложных, поскольку избавить подростка от пагубного пристрастия будет крайне сложно. В первую очередь, работать над собой здесь придется его родителям. Им придется раз и навсегда отказаться от привычки употреблять спиртное дома, при ребенке. Для ребенка поведение родителей является примером, и все их пагубные привычки будут приниматься им как должное.

Одним словом: не желаете проблем с ребенком — не показывайте ему дурной пример.

Как показывает практика, дурные привычки становятся отрадными и ряду вполне благополучных ребят. Происходит это в том случае, если родители имели неосторожность слишком настойчиво оберегать детей, и в итоге все их наставления стали восприниматься ребенком от обратного.

Чтобы не спровоцировать своего ребенка на нездоровый интерес к спиртному, не стоит настойчиво и ежедневно объяснять ему о вреде таких увлечений. Ребенок не глуп: ему достаточно объяснить всего один-два раза, чтобы он понял вашу точку зрения. Ежедневные же нравоучения станут насилием над мозгом подростка и будут провоцировать его на нарушение норм, о которых шла речь.

Если ребенок попадает в компанию такого рода, где употребление спиртного считается нормой, оградить его от этого становится весьма сложно.

Единственный выход здесь заключается в смене компании ребенка за счет привития ему новых интересов. Можно предложить ему заняться спортом, теми же боевыми искусствами, и в ходе тренировок он найдет себе новых друзей. Можно направить его в один из патриотических клубов или лагерей, где он так же найдет для себя новые жизненные принципы и откажется от старой компании. Но все же главная работа по предупреждению раннего употребления алкоголя подростком должна проводиться дома. С детских лет сын или дочь должны знать о вреде употребления алкоголя, а равно и о том, что такие действия считаются аморальными и антиобщественные.

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность

Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:

— расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

— придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

— помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Приобщение к наркотикам, алкоголю, табакокурению является серьёзной проблемой современного общества. Они не редко калечат жизнь и молодым людям и их родным, и именно родственники зачастую могут предотвратить надвигающиеся проблемы. Как вы можете помочь своему ребёнку?

1. Всегда помните, что дети еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому они стараются подражать. Помните, что Вы очень много значите для Вашего ребенка. Он замечает все, что Вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.

2. Помогите детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг.

3. Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей. Поддерживайте, и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит Ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.

4. Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.

5. Старайтесь узнать как можно больше про все, что касается злоупотребления наркотиками.

6. Беседуйте со своим ребенком о проблемах, связанных с наркотиками. Предостерегайте его, обосновывая свою позицию. Не ждите, когда у него появятся явные признаки употребления наркотиков.

7. Оставаясь твердым в своих установках, никогда не отказывайте ребенку в возможности что-либо высказать или обсудить. Ваша излишняя жесткость может может вызвать «молчаливый бойкот» со стороны ребенка.

8. Всегда интересуйтесь тем, что делают ваши дети, в каких компаниях проводят время. Родители должны знать, где бывают дети и кто их друзья.

9. Если вы заподозрили, что ваш ребенок употребляет наркотики, внимательно приглядывайтесь к нему. Заведите дневник, в который записывайте все особенности поведения вашего ребенка, отмечая дату и время.

10. Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Проводите его только, если ребенок в нормальном трезвом состоянии и если вы держите себя в руках. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить на» ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.

11. Главное внимание при разговоре с ребенком концентрируйте на его поведении, пользуйтесь конкретными примерами и высказывайтесь спокойно и сдержанно. Подчеркните, что вы отвергаете только его поведение, а не самого ребенка как личность. Проявляйте свою любовь к нему, независимо не от каких условий.

12. Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах. Вы должны держаться вместе и не давать ребенку использовать ваши противоречия между собой.

13. Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т. к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал. Вместе вы сможете обдумать, как убедить ребенка прийти на прием.

14. Никогда не поддавайтесь на шантаж со стороны ребёнка.

15. Доверие ребенку должно быть возвращено, как только он прекратил употребление наркотиков.Если ваш ребенок не употребляет больше наркотики, в семье должно быть прекращено обсуждение этой проблемы. Разговор о наркотиках в этом случае может возникать – только по инициативе самих юноши или девушки, которые хотят с вами что-то обсудить. 

1. Садись за уроки всегда в одно и тоже время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязнённый лист бумаги.

5. Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли занятия записаны в дневнике.

7. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на место, которое ты всегда отводишь им на столе.

9. Убери со стола всё лишнее.

10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник…

   ТРЕВОГА – смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, напряжения и беспокойства.

1. Тревожьтесь, когда еще можно что-то изменить

Мы тревожимся и испытываем раздражение, когда надо идти к стоматологу. Говорите себе: «Мне хорошо известны все неприятности, связанные с визитом к стоматологу. Если эти неприятности так ужасны, я могу просто не ходить, но если визит строго необходим, несмотря на предстоящие неприятные ощущения, все-таки нужно идти». Взвесьте все «за» и «против», чтобы сделать правильный выбор.

2. Здесь и сейчас

Концентрируйте свое внимание на настоящем. Не сражайтесь с призраками прошлого. Не тревожьтесь о завтрашнем дне. Планируйте будущее, готовьтесь к нему, но не пытайтесь жить в завтрашнем дне или дне прошлом. Жить творчески — значит спонтанно отзываться и реагировать на окружающую среду. Сконцентрируйте внимание на том, что происходит именно сейчас. Остановитесь, посмотрите, прислушайтесь! В настоящий момент в Вашем окружении присутствует масса образов, звуков, запахов, которые Вы обычно не воспринимаете. Почувствуйте все это сейчас!

3. Одновременно делайте только одно дело

Нелепая привычка делать в одно и то же время несколько дел является еще одной причиной, омрачающей существование и порождающей состояние неуверенности и тревоги.

4. Утро вечера мудренее

Помните сказку про старого сапожника и гномов? Сапожник обнаружил, что если он перед сном вырежет из кожи и разложит заготовки, то маленькие гномы, пока он спит, сошьют за него башмаки. Многие из нас используют этот весьма схожий прием. Вальтер Скотт, когда у него что-то не клеилось, имел обыкновение говорить: «Не беда, завтра в семь утра все будет в порядке», а героиня известного романа Скарлетт О’Хара успокаивала себя словами: «Я не буду думать об этом сегодня. Я подумаю об этом завтра».

 Этот способ позволяет не только снизить уровень тревоги. Ложась спать, задайте своему бессознательному задачу – как решить создавшуюся проблему. Вполне вероятно, что Вы увидите несколько «говорящих» сновидений, а проснувшись, у Вас уже будет готовый вариант.

5. Работая, умейте расслабляться

Расслабляясь, Вы снимаете излишнюю озабоченность, напряженность и тревогу.

Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов учащихся выражается:

в чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям;

в паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть;

в состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет «своих мыслей в голове»;

в ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время;

в растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

Экзамен — это, безусловно, напряжение. Разубеждать Вас в этом я не стану. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают. Здесь надо сказать о медицинском отводе, если он имеется, то спокойно готовьтесь к вступительным экзаменам. Как же нужно относиться к экзаменам? Самое главное — не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ. В народе говорят: «Во всем плохом есть что-то хорошее».

Давайте и мы с Вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове «экзамен».

Для «двоечников» это единственный шанс выпуститься со школы. Не выйти со справкой о том, что прослушан курс средней школы, а именно выпуститься.

Для тех, кто учиться хорошо — это бесплатный тренировочный шанс для поступления в высшую школу.

Так, что же мы имеем со сдачи экзаменов?

перевод в следующий класс;

получение аттестата;

тренировка.

А еще, экзамен — это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро Вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты! Готовьтесь группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй — другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос. Каждый имеет право на глупый поступок.

Подумайте, на что Вы рассчитываете, идя на экзамен?

на шпаргалки (я за шпаргалки, которые Вы писали сами. В нужный момент нужная информация всплывет в вашей памяти, потому что при письме у вас включается и зрительная, и моторная память);

на родителей (имейте в виду, что родители не всегда знают о реальном положении дел по тому или иному предмету);

на себя (проведите ревизию знаний. Четко оцените свои сильные и слабые стороны знаний по предметам. Быстро ликвидируйте пробелы. Если нужно — позанимайтесь с репетитором. Помните, незнание ведет к незапланированным неудачам, а они сейчас вам совсем не нужны);

наплевать на все (чем меньше знаем, тем больше гуляем).

Для начала нужно определиться к какому берегу Вы ближе, а отсюда и выработать план действий.

Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня.

Сон — 8 часов.
Свежий воздух — 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у Вас «чистый » отдых, или Вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе — решать Вам.
Питание — четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. 
Исключите кофе. Пейте фиточай.

Во время подготовки к экзаменам Вам придется перелопатить огромную гору литературы. Как быть?

Давайте вспомним навыки чтения.

1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение. Найдите резюме (если есть) — получите представление о книге. Анализ. Задумайтесь: для чего Вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.
2. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
3. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
4. Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо Вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.

Если Вы обратили внимание, мы вплотную подошли к навыкам запоминания.

1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу (Не выписывайте целые предложения или абзацы).
2. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
3. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
4. Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
5. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.
Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

Приемы запоминания.

Мнемоника — искусство запоминания, система приемов, которая помогает удержать в памяти запоминаемые объекты путем образования внешних ассоциативных связей.

Пример (литература)
Часто мы путаем кланы, к которым принадлежали герои Шекспира. Одна фраза: «Мой Ромео», — крикнула Джульетта — поможет навсегда запомнить, что Ромео — Монтекки, а Капулетти Джульетта.

Пример (русский язык)
Для того, чтобы правильно написать слово ВИНЕГРЕТ, нужно подумать, что он такой же красный, как вино.

Пример (биология)
В биологии есть такие понятия, как анаболизм — процесс образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм — процесс распада сложных органических веществ на более простые.
Пользуясь приемами мнемонического запоминания можно придумать подсказку: анаболизм — Аня строит катаболизм — Катя рушит.


Есть прием запоминания «мышление заголовками». По первым буквам заголовков какого-либо плана составляем абривиатуру.
Например, навыки чтения, которые приводились выше, можно запомнить как ОАОАР, а навыки запоминания — КВАСС (Ключевые фразы, Вводные предложения, Авторские выводы, Сигнальные фразы, Схемы).

  Как подготовиться к экзаменам психологически

— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

— Если трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

 Режим дня

Раздели день на три части:

— готовься к экзаменам 8 часов в день;

— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку;

— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3 – 4-разовым, калорийными богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменом не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Условия поддержки работоспособности

1.Чередовать умственный и физический труд.

2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3.Беречь глаза, делать перерыв каждые 20 – 30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4.Минимум телевизионных передач!

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:

— посмотри попеременно вверх-вниз, влево – вправо;

— напиши глазами своё имя, отчество, фамилию;

— попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете, потом на листе бумаги перед собой;

— нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону. Желаем удачи!

 Рекомендации учащимся

   Возможно, от некоторых сверстников или от ребят постарше тебе приходилось слышать красочные заманчивые рассказы о действии наркотиков (никотина, алкоголя). Может быть тебя убеждали, что это замечательно, захватывающе, свидетельствует о мужестве, равенстве с взрослыми. Процедура употребления вредных веществ обычно при этом описывается как весёлое, полное радости и сопровождаемое эйфорией. Понятно, это очень интересно, тем более что запрещено. Ты получаешь удовольствие от общения с друзьями, а наркотик, по мнению некоторых из них, способствует лучшему пониманию, становясь в некоторых молодых компаниях своего рода ритуалом. И всё же не спеши принимать на веру весёлые рассказы.

     Подумайте о том, почему радио, телевидение, газеты и журналы стали всё чаще обращаться к теме опасности наркомании. Ведь просто так в жизни ничего не происходит. А разве родители не говорили тебе о трагедии наркоманов (алкоголиков, ВИЧ-инфицированных)? Если нет, спроси их сам. Может быть, ты считаешь, себя уже взрослым, у тебя есть своя точка зрения, и ты не желаешь, чтобы родители решали за тебя то, что ты должен решать сам. Прекрасно! Но будь объективным и справедливым. Ты уверен, что учёл все факты и обстоятельства, чтобы твоё решение было безошибочным? Согласись, твоя информация получена, в основном, из рассказов приятелей и знакомых. А так ли она полна и объективна?

     Ты читал о вредных привычках в газетах, журналах, видел телевизионные передачи? Разве тебе не было жутковато при виде наркоманов, алкоголиков, ВИЧ-инфицированных в состоянии «ломки» или детей-уродов, рождённых наркоманами, алкоголиками. Если да, то ты действительно представляешь сложность и опасность явления. В таком случае тебе следует выработать собственную позицию в отношении вредных привычек.

     Прежде всего, ответь себе на следующие вопросы: Хочу ли я стать уважаемым, авторитетным человеком и полноценной личностью? Каким путём я могу этого достичь? Какое влияние вредные привычки могут оказать на формирование моей личности и социального статуса. Что вообще я люблю и ценю в жизни? Что имеет для меня действительную ценность? Что мне даст, в конечном счёте, употребление алкоголя, табака, наркотика и др.

     Если вдруг в твоей жизни возникли трудности и проблемы? Как поступить в этих случаях? Подумайте об этом без спешки, основательно. Поможет ли наркотик, алкоголь, сигарета решению твоих проблем, преодолению трудностей? Скажешь: – «но другие же пробуют!» Пробуют слабые, неуверенные в себе люди. А разве ты слабый? Тебе ведь по силам найти верные пути решения проблемы. Может быть, ты думаешь, что некоторые из твоих трудностей неразрешимы? Ошибаешься! Твои проблемы обычны. Они бывают у многих, особенно у молодых людей. Такие же или несколько другие, но бывают обязательны. Жизни без проблем не бывает. Пройдут годы и вспоминая о сегодняшних трудностях, ты скорее всего, устыдишься своих слабостей. Да и стоит ли поддаваться панике и унынию? Подумай, как твоё решение может повлиять на достижение цели.

     Будет ли тебе действительно хорошо, если у тебя появятся ещё проблемы, связанные с употреблением наркотика, алкоголя и др.? Не добавляй себе дополнительный груз тяжких проблем. Подумай дважды, трижды…, подумай, как следует! Твоё будущее зависит только от тебя!

ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРПРЕСТНУПНОСТИ

Киберпреступления – преступления, связанные с использованием компьютерной техники (преступления против информационной безопасности, хищения путем использования средств компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и распространение порнографических материалов и т.д.).

Понятия и их определения

Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений

Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой. Источник

Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. Источник 

Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации. Источник 

Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз. Источник

Кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли. Источник

Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности. Источник

Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка. Источник

Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. Источник

Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору. Источник

Мошенничество в виде лотереи – это электронное сообщение, информирующее вас о том, что вы выиграли огромную сумму денег, и для того, чтобы получить свой приз или выигрыш, вам нужно заплатить небольшую плату. Источник

Нежелательный контент – это не только материалы (картинки, видео, аудио, тексты), содержащие насилие, порнографию, пропаганду наркотических средств, азартных игр, но и различные вредоносные и шпионские программы, задача которых получить доступ к информации на компьютере владельца. Также к нежелательному контенту относятся сайты, запрещенные законодательством. Источник

Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. Источник 

Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею. Источник

Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими. Источник

Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц. Источник

Преступления в информационной сфере – предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь преступления против информационной безопасности (киберпреступления) и иные преступления, предметом или средством совершения которых являются информация, информационные системы и сети. Источник

Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. Источник

Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте. Источник

Скам (scam – c англ. яз. афера, мошенничество) – это мошенничество в сети Интернет. Источник

Смишинг – вид мошенничества (англ. smishing – SMS + phishing), целью которого является переход по ссылке из SMS и/или загрузки вредоносного программного обеспечения. Смишинг-сообщение обычно имеет схожий внешний вид сообщения от банка, государственного учреждения, оператора электросвязи, известного магазина, а также о внезапном выигрыше в лотерею или акции и т.д. Источник

Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.). Источник

Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности. Источник

Smishing (использование текстовых сообщений SMS) – это метод, похожий на фишинг, но вместо отправки электронных писем злоумышленники отправляют текстовые сообщения своим потенциальным жертвам. Вы получаете срочное текстовое сообщение на свой смартфон с прикрепленной ссылкой, в которой говорится, что оно принадлежит вашему банку и вам необходимо получить к нему доступ, чтобы обновить банковскую информацию или другую информацию онлайн-банкинга. Источник 

Кибербуллинг

Информация о кибербуллинге, о противодействии этому негативному явлению, тест-тренажер

Материалы управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции УВД Могилевского облисполкома (размещены на ютуб-канале учреждения образования «МГОИРО»):

Профилактические листовки

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам кибербезопасности

Профилактическое видео

Видеосюжеты о вишинге, сваттинге, хакерских атаках, профилактике кибербуллинга. Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут детям получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете

ПАМЯТКИ

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам компьютерной безопасности и цифровой гигиены

Буклеты

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам цифровой гигиены

Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников и информация об уголовной ответственности за киберпреступления

В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за киберпреступления:

  • ст.212 «Хищение путем использования компьютерной техники»;
  • ст.349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации»;
  • ст.350 «Модификация компьютерной информации»;
  • ст.351 «Компьютерный саботаж»;
  • ст.352 «Неправомерное завладение компьютерной информацией»;
  • ст.353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети»;
  • ст.354 «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ»;
  • ст.355 «Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети»
Материалы и рекомендации для детей, родителей и педагогов

Материалы сайта kids.pomogut.by

Проверьте свою цифровую грамотность. Источник

Рекомендации для детей
Рекомендации для родителей
Рекомендации для педагога

Если Вы стали жертвой киберпреступников, обращайтесь в главное управление по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Беларуси




Предупредить и не допустить беды
Лето-2022 | Новости | СППС
Предупредить и не допустить беды

«Предупредить и не допустить беды» — такова главная цель профилактического рейда, проведенного педагогами ГУО «Средняя школа № 26 г. Могилёва» на популярном у могилевчан городском пляже реки Днепр.
Особое внимание было направлено на выявление несовершеннолетних, купающихся без присмотра взрослых и на пресечение употребления алкоголя.

Мечты детства
Год исторической памяти | Новости | СППС
Мечты детства

В рамках года исторической памяти 17 июня 2022 года специалистами СППС в лагере «Цветочный город» и лагере труда и отдыха «Бригантина» прошла акция «Мечты детства». Ребята активно провели время и сделали для себя вывод, что Могилёв — это город комфорта и позитива. Наш город самый любимый, уютный и красивый, его нужно беречь и ценить.

Родительское собрание
Новости | СППС
Родительское собрание

20-21.04.2022 г. прошли родительские собрания для законных представителей учащихся I-XI классов. Для родителей выступали представители межведомственных органов и учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Скажи НЕТ жестокому миру
Новости | СППС
Скажи НЕТ жестокому миру

19 апреля в ГУО «Средняя школа № 26 г. Могилева» классным руководителем 9 «Б» класса Малиновской М.С. совместно с психологом школы Волчковой А.В. был проведен классный час «Скажи НЕТ жестокому миру».

Легко ли быть ребёнком?
6-й школьный день | Новости | СППС
Легко ли быть ребёнком?

16.04.2022 г. в шестой школьный день для учащихся 3-х классов педагог социальный Е.Н. Синяк провела диспут «Легко ли быть ребёнком?». Ребята рассуждали, что значит быть самостоятельным? Какие качества присущи ребёнку, а какие взрослому человеку.

Я — гражданин Республики Беларусь
СППС | Тематические выставки и мероприятия
Я — гражданин Республики Беларусь

15 марта 2022 года, в День Конституции Республики Беларусь, в рамках всебелорусской патриотической акции «Мы — граждане Республики Беларусь» для учащихся 8-х классов библиотекарем школы Ковальковой Н.В., педагогом социальным Козловой С.И. был проведен информационный час «Я — гражданин Республики Беларусь». Ребята совершили экскурс в историю праздника, узнали, что собой представляет основной закон нашей страны — […]