В 2023/2024 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – с 1 сентября 2023 г. по 28 октября 2023 г.;

вторая – с 8 ноября 2023 г. по 23 декабря 2023 г.;

третья – с 8 января 2024 г. по 23 марта 2024 г.;

четвертая – с 1 апреля 2024 г. по 31 мая 2024 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 10 дней с 29 октября 2023 г. по 7 ноября 2023 г. включительно;

зимние – 15 дней с 24 декабря 2023 г. по 7 января 2024 г. включительно;

весенние – 8 дней с 24 марта 2024 г. по 31 марта 2024 г. включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 81 день с 12 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 19 февраля 2024 г. по 25 февраля 2024 г. продолжительностью 7 дней.



Что поможет вырастить здорового ребенка

План работы родительского университета  для родителей 1-4 классов «Мой ребенок – младший школьник» государственного учреждения образования  «Средняя школа №26 г. Могилева»  на 2021/2022 учебный год

 Тема занятияСроки проведенияОтветственный
1-е классы
1Адаптация учащихся в 1-м классе.СентябрьКлассный руководитель, педагог -психолог
2Режим дня школьникаНоябрьКлассный руководитель, педагог –психолог
3Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.ЯнварьКлассный руководитель, педагог социальный
4Положительные эмоции в жизни школьникаАпрельКлассный руководитель, педагог -психолог
2-е классы
1Как родители могут помочь ребенку учиться.ОктябрьКлассный руководитель, педагог -психолог
2Главные правила здорового образа жизни.ДекабрьКлассный руководитель, педагог – социальный
3Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.ФевральКлассный руководитель, педагог психолог
4Трудовое воспитание детей в семье.МайКлассный руководитель, педагог — социальный
3-е классы
1Значение школьной отметки в жизни ребёнка.СентябрьКлассный руководитель, педагог психолог
2Психологические и физиологические особенности третьеклассников.НоябрьКлассный руководитель, педагог психолог
3Здоровая семья – здоровый ребенок.  ЯнварьКлассный руководитель, педагог — социальный
4Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.АпрельКлассный руководитель, педагог  социальный
4-е классы
1Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классовСентябрьКлассный руководитель, педагог психолог
2Ребенок и компьютерДекабрьКлассный руководитель, педагог социальный
3Как научить своего ребенка жить в мире людей.ФевральКлассный руководитель, педагог психолог
4Книги в жизни школьника.МайКлассный руководитель, педагог социальный

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Начните готовить своего ребенка к столь серьезному шагу как поступление заблаговременно, где-то за год. В таком деле превентивность мероприятий важна, чтобы не получилось, что ваш ребенок поступил, как говориться, не туда. Для этого он может пройти тестирование у психолога по вопросам профориентации.

• Можете выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеете: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.

• Не навязывайте ребенку свои взгляды, не морализируйте в своих высказываниях. Ваш ребенок уже личность и имеет право выбрать сам . Не забывайте, что ваш ребенок уже взрослый и на определенном этапе происходит отделение от родительской опеки, начинается самостоятельная жизнь, в которой решения принимает он сам.

• Не будьте навязчивыми. Ребенка могут раздражать излишние хлопоты родителей. Ели Ваша помощь будет нужна, то дети попросят о ней и обратятся к Вам.

• Ребенок может сам выбирать время для подготовки к экзамену. У каждого свой индивидуальный стиль работы, свои биоритмы.

• Не делайте трагедию из неудачного опыта поступления ребенка, если таковая случится. На этом жизнь не заканчивается. На пути к взрослости могут встречаться и неудачи. Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.

Как помочь детям подготовиться к ЦТ

• Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на ЦТ, и не критикуйте ребенка после ЦТ. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

• Не повышайте тревожность ребенка накануне ЦТ – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

• Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

• Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность ошибок.

• Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.

• Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

• Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

• Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходимы питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.

• Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

• Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не умеет, то покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, кроватью, в столовой и т.д.

• Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

• Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревогу. Если ребенок не носит часов, то обязательно дайте ему часы на тестирование.

• Накануне ЦТ обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Каждый из нас может оказаться в трудной жизненной ситуации. И если вы видите в поведении своего ребенка что-то несвойственное ему раньше, если его поведение стало непонятным – это крик о помощи.

  Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

        Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Из опасных ситуаций каждый выходит по-своему, в зависимости от ресурсов психики и окружения. Кто-то преодолевает кризис, а кто-то нет и уходит в наркотики, алкоголизм, игроманию, и даже совершает суицид. 

     Чем чувствительнее, тоньше, ранимее ребенок, тем сложнее ему преодолевать трудности.   

Если говорить о суициде, то есть мнение, что ген самоубийства заложен в каждом из нас. Только у кого-то он не активизируется, а у кого-то проявится. Существует наследственная предрасположенность к суициду.

Существует влечение к самоубийству- однажды возникнув, такие мысли начинают навязчиво одолевать. В таких случаях говорят о невротическом состоянии.

Повторение жизненного сценария. Не видят другого выхода из тяжелой ситуации -только через суицид.

Что делать родителям, если они обнаружили опасность и как не допустить серьезных проблем или суицида

  • Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

   Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Вслушивайтесь в то, что говорят ваши дети.  Очень часто они проговаривают свои проблемы, но мы взрослые в силу различных причин не слышим их.

     Для этого:

      — Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. 

     — Спрашивайте с кем он дружит, есть ли у него друзья.

     — Замечайте изменения в поведении, в настроении ребенка.

     — Интересуйтесь его увлечениями и хобби, разделяйте их хоть от части.

      — Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

      — Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя: царапать себя, рвать на себе волосы, загонять себя в негативные эмоции и переживания). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

     — Осторожно, контролируйте общение ребенка в соц. сетях. Группа «Синий Кит» провоцировали подростков на суициды. В Витебской обл. был случай.

  • Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
  • Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
  • Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение, позитивные мысли обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.  
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, что и у вас были трудные жизненные ситуации, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка.  Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
  • Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
  • Если Вы видите, что по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком, обратитесь к специалисту. Если это в школе, то ко мне, помощь можно получить в социально-педагогическом центре, позвонить по телефону доверия. Номера телефонов мы разместили на выходе справа на розовом листе бумаги.

И самое главное: знайте: выход всегда есть и учите этому своих детей!

Суицид — намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА

•        Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;

•        Резкое повышение общего ритма жизни;

•        Социально-экономическая дестабилизация;

•        Алкоголизм и наркомания среди родителей;

•        Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;

•        Алкоголизм и наркомания среди подростков;

•        Неуверенность в завтрашнем дне;

•        Отсутствие морально-этических ценностей;

•        Потеря смысла жизни;

•        Низкая самооценка, трудности в самоопределении;

•        Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни;

•        Безответная влюбленность.

Выделяются несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот — признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Памятка по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних «Как прекрасен этот мир!»

Самоубийство, лишение себя жизни – это не выход из ситуации, в которую вы попали. На каждую проблему, есть свое решение, не бойтесь попросить помощи у близких, родных или окружающих вас людей. Жизнь дается только раз, люби и цени свою жизнь!

ЗАПОМНИ:

Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай ее.

Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать ее.

ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ!

Наименование организацииРежим работыНомера телефонов
Телефон доверия для оказания экстренной психологической помощи по Могилевской областикруглосуточно8 (0222) 71 11 61
УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница» детское амбулаторно – поликлиническое отделениепо будням 08.00-20.008 (0222) 62 98 47
УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер»по будням 08.00-20.00 сб. 08.00-16.008 (0222) 63 06 65 (регистратура)
до 20.008 (0222) 63 77 25 (горячая линия)
Учреждение «Центр социального обслуживания Ленинского района г. Могилева»по будням 08.00-17.008 (0222) 74 41 79
по будням 08.00-17.008 (0222) 24 53 05 (горячая линия)
Учреждение «Центр социального обслуживания Октябрьского района г. Могилева»по будням 08.00-17.008 (0222) 73 92 32
по будням 08.00-17.008 (0222) 65 17 98 (горячая линия)
Кризисная комната для лиц пострадавших от насилия Учреждение «Центр социального обслуживания Октябрьского района г. Могилева»круглосуточно+375 29 112 56 90
«SOS- детская деревня Могилев». Социальный кризисный центр для женщинпо будням 09.00-17.00+375 44 561 82 57 64 80 89
«SOS- детская деревня Могилев». Горячая линия для пострадавших от насилияежедневно 09.00-23.00+375 44 760 76 03
Центр дружественного отношения к подросткам «Альтернатива» УЗ «Могилевская детская поликлиника № 4»по будням 08.00-17.008 (0222) 63 31 64 (подростковый кабинет)
Общенациональная Детская линия помощикруглосуточно8 801 100 1611
Организация (с указанием адреса нахождения)Режим работыНомер телефона
Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию — телефон доверия для детей и подростковКруглосуточно, бесплатно, анонимно8-801-100-16-11  
8-017-246-03-03
Могилевский межрайонный отдел Управления Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области  г. Могилев, ул. Архиерейский Вал Канниского, д. 3понедельник — пятница 9.00 — 13.00, 14.00 — 18.00  +375 222 29-80-87  
Телефон экстренной психологической помощи на базе учреждения здравоохранения «Могилевская областная психиатрическая больница» г.Могилев, просп. Витебский, 70Круглосуточно+375 222 711161
Ленинский РУВД г. Могилева г. Могилев, ул. Тимирязевская, 1608.00 – 13.00, каждая среда   круглосуточноначальник РУВД:
+375 222 64-43-22 оперативно-дежурная служба: +375 222 64-40-19, +375 29 744-98-44
SOS-Детская деревня Могилев (ул. Сурганова, 43): социальный кризисный центр для женщин; комната опроса, дружественная детямПн.-пт.: 08:30-17:30   Горячая линия: 9.00-23.00+375 222 648089 +375 44 7607603 +375 44 7286824
Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Могилева, г.Могилев ,пр-т Мира, д. 55а каб. 58Пн.-пт.: 08:00-17:00  +375 222 73-87-88
Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Ленинского района г.Могилева» г.Могилев, ул. Дарвина, д. 6а каб. 114Пн.-пт.: 08:00-17:00  +375 222 788729 +375222 788159
УЗ «Могилевская центральная поликлиника»Пн.-пт.: 08:00-20:00+375 222 40-32-05
Учреждение «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Могилева» (г.Могилев, ул. Романова, 1). Отделение социальной адаптации и реабилитации, «кризисная» комнатаПн.-пт.: 8.00-17.00 Режим работы «кризисной» комнаты – круглосуточный+375 222 245342   +375 222 744179
Центр, дружественный подросткам, «Альтернатива» на базе учреждения здравоохранения «Могилевская детская поликлиника № 4» (г.Могилев, ул. Симонова, 55б)Пн.-пт.: 8.00-17.00+375 222 638842 +375 222 633164  

Адаптация учащихся

Рекомендации психолога

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 3 недель до полугода, а порой даже и год. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, уровня сложности образовательной программы и степени подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он больше времени уделяет общению с одноклассниками, чем учебе, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

Рекомендации для родителей первоклассников на период адаптации ребенка к школе (на какие моменты стоит обратить внимание):

— Как только ваш ребенок стал школьником, он гораздо больше времени предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.

— Навыки самообслуживания, необходимые ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д. Составьте вместе с ребенком список того, что нужно положить в портфель на каждый день (можно использовать картинки). Сначала вместе собирайте портфель по этому списку, но постепенно передавайте ребенку обязанность собирать портфель самостоятельно.

— У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

— Хорошо, если до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми, и детьми. Если нет, давайте ребенку возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

— Некоторые дети теряются при большом скоплении детей и взрослых. В качестве тренировки время от времени берите сына или дочку на большое увеселительное мероприятие.

— Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

— Готовьте ребенка к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. Учите его не теряться, когда критикуют или — детский вариант — дразнят. Дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания. Критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку (вместо фразы «Ты плохой мальчик \ плохая девочка!» скажите «Я расстроен (а) твоим поступком, потому что…. (и описывайте, что именно вас расстроило в его \ее поведении)»). Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

— В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?

— Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.

— В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца — при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

— Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени при выполнении домашнего задания. По возможности включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

Каковы признаки успешной адаптации?

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

3. Если программа сложная, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

4. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не позволять ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

5. Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

В чем особенность адаптации пятиклассников?

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка — ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.

Задача родителей на данном этапе — познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.

Какие «плюсы» несет в себе переход из начальной в среднюю школу?

Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка?

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он «скатился» на «тройки» и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но — действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы.

А потому задача родителей — помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 2 -3 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с «двойками», в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют курение, много времени проводят за компьютерными играми. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Как родители могут поддержать ребенка в период адаптации?

1. Обеспечьте своему ребенку правильный режим, составьте расписание занятий, строго контролируйте соблюдение режима.

2. Если процесс адаптации проходит со сложностями, проблемами незамедлительно просите помощи у классного руководителя или школьного психолога.

3. Развивайте навыки самообучения, расширяйте кругозор.

4. Обращайте внимание ребенка на сильные стороны, хвалите за удачи.

5. Помогайте при выполнении домашних заданий (не решая их, а указывая правильные пути решения), предлагайте помощь в реализации новых идей.

6. Старайтесь не ругать ребенка за плохие отметки, выясняйте причину и помогайте исправить ситуацию, тогда ребенок будет вам доверять, а не бояться.

7. Контролируйте ведение дневника и отметки, делайте это каждый день, тогда не придется в последнюю неделю исправлять кучу предметов.

8. Общайтесь с классным руководителем по мере необходимости, если дело строчное не ждите родительского собрания.

9. При возникновении проблем, не позволяйте себе ругать или критиковать учителя в присутствии ребенка. Любую проблему можно решить разговаривая, а сказанное слово «сгоряча» может привести к формированию неуважения к старшему поколению.

Каковы признаки успешной адаптации?

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если  обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

3. Очень важно на первых порах вселить в ученика уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

4. Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Учащийся привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

5. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем.

Какие особенности необходимо учитывать родителям

 учащихся 10 х классов?

Если вашему ребенку придется перейти в другое учебное заведение (с конкурсным набором), то для вас будут актуальны все советы, которые даны для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче.

Некоторые дети в этом возрасте определились со своими  профессиональными предпочтениями, хотя мы  психологи обращаем особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф. Райса, этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией – а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за «мимолетное увлечение».

Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути.

Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться?

Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными  информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем.

Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам  оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.