Адаптация учащихся 1 классов

Рекомендации психолога

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 3 недель до полугода, а порой даже и год. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, уровня сложности образовательной программы и степени подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он больше времени уделяет общению с одноклассниками, чем учебе, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

Рекомендации для родителей первоклассников на период адаптации ребенка к школе (на какие моменты стоит обратить внимание):

— Как только ваш ребенок стал школьником, он гораздо больше времени предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.

— Навыки самообслуживания, необходимые ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д. Составьте вместе с ребенком список того, что нужно положить в портфель на каждый день (можно использовать картинки). Сначала вместе собирайте портфель по этому списку, но постепенно передавайте ребенку обязанность собирать портфель самостоятельно.

— У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

— Хорошо, если до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми, и детьми. Если нет, давайте ребенку возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

— Некоторые дети теряются при большом скоплении детей и взрослых. В качестве тренировки время от времени берите сына или дочку на большое увеселительное мероприятие.

— Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

— Готовьте ребенка к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. Учите его не теряться, когда критикуют или — детский вариант — дразнят. Дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания. Критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку (вместо фразы «Ты плохой мальчик \ плохая девочка!» скажите «Я расстроен (а) твоим поступком, потому что…. (и описывайте, что именно вас расстроило в его \ее поведении)»). Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

— В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?

— Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.

— В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца — при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

— Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени при выполнении домашнего задания. По возможности включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

Каковы признаки успешной адаптации?

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
  3. Если программа сложная, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
  4. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не позволять ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
  5. Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
  6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Адаптация учащихся 5 классов

 В чем особенность адаптации пятиклассников?

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка — ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.

Задача родителей на данном этапе — познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.

Какие «плюсы» несет в себе переход из начальной в среднюю школу?

Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка?

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он «скатился» на «тройки» и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но — действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы.

А потому задача родителей — помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 2 -3 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с «двойками», в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют курение, много времени проводят за компьютерными играми. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Как родители могут поддержать ребенка в период адаптации?

  1. Обеспечьте своему ребенку правильный режим, составьте расписание занятий, строго контролируйте соблюдение режима.
  2. Если процесс адаптации проходит со сложностями, проблемами незамедлительно просите помощи у классного руководителя или школьного психолога.
  3. Развивайте навыки самообучения, расширяйте кругозор.
  4. Обращайте внимание ребенка на сильные стороны, хвалите за удачи.
  5. Помогайте при выполнении домашних заданий (не решая их, а указывая правильные пути решения), предлагайте помощь в реализации новых идей.
  6. Старайтесь не ругать ребенка за плохие отметки, выясняйте причину и помогайте исправить ситуацию, тогда ребенок будет вам доверять, а не бояться.
  7. Контролируйте ведение дневника и отметки, делайте это каждый день, тогда не придется в последнюю неделю исправлять кучу предметов.
  8. Общайтесь с классным руководителем по мере необходимости, если дело строчное не ждите родительского собрания.
  9. При возникновении проблем, не позволяйте себе ругать или критиковать учителя в присутствии ребенка. Любую проблему можно решить разговаривая, а сказанное слово «сгоряча» может привести к формированию неуважения к старшему поколению.

Адаптация учащихся 10 классов

Каковы признаки успешной адаптации?

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если  обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
  3. Очень важно на первых порах вселить в ученика уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
  4. Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Учащийся привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
  5. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем.

 Какие особенности необходимо учитывать родителям  учащихся 10 х классов?

Если вашему ребенку придется перейти в другое учебное заведение (с конкурсным набором), то для вас будут актуальны все советы, которые даны для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче.

Некоторые дети в этом возрасте определились со своими  профессиональными предпочтениями, хотя мы  психологи обращаем особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф. Райса, этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией – а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за «мимолетное увлечение».

Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути.

Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться?

Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными  информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем.

Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам  оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

О признаках, указывающих на употребление лицом наркотических средств либо наркотическое опьянение
 Алгоритм действий работников учреждений образования при выявлении лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
  1. Внешние признаки наркопотребления независимо от вида наркотика
Примечание. Следует учитывать, что приведенные признаки даже в совокупности могут быть не связаны с потреблением наркотиков. Их необходимо оценивать в контексте конкретной ситуации и конкретной личности. Внешний вид и поведение лица, употребляющего наркотические средства либо психотропные вещества не соответствуют окружающей обстановке, по признакам напоминают алкогольное опьянение, но при этом отсутствует запах алкоголя изо рта Глаза: не реагируют на свет; имеют покраснение; неестественный блеск; зрачки сильно сужены или расширены; появляются непроизвольные движения глаз или век. Изменение кожных покровов: бледность лица и всей кожи или чрезмерное покраснение лица и верхней части туловища; наличие гнойничков на коже. Изменение речи: речь становится несвойственной данному человеку: ускорена, подчеркнуто выразительна, непоследовательна, с перескакиванием с темы на тему или же замедлена, невнятна и нечетка («каша во рту»), осиплость голоса; используется жаргон наркоманов. Изменения во внешности: ношение рубашек с длинным рукавом в жаркую погоду с целью скрыть следы от инъекций на руках; ношение темных очков, чтобы скрыть расширенные или суженные зрачки. Изменение настроения: явно не соответствующие конкретной ситуации апатия (безразличие), подавленность, сонливость, благодушие или беспричинное веселье, смешливость, потребность много говорить, которые могут перейти  в  раздражительность, озлобленность, агрессивность, резкие немотивированные перепады настроения из одной крайности в другую. Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации). Нарушение координации движений: нарушение четкости и последовательности действий, пошатывание и неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), изменение почерка; сложности в выполнении заданий, требующих концентрации внимания или координации движений. Изменение жидкостного обмена: повышенные потливость и слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ. Нехарактерные запахи изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя). Изменения телосложения: резкое похудение, потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, расстройства пищеварения. Изменение сознания: нарушение, помрачение.
  1. Места сокрытия наркотиков
Одежда: потайные карманы, головной убор, носки, стельки обуви, нижнее белье и т.п. Разовые порции наркотиков («чеки», «дозы», «марки» и т.п.) имеют небольшие либо миниатюрные размеры (например, маленький полиэтиленовый кулечек, туго связанный нитью, марлевая ткань или бинт, пропитанные опием). Средства для употребления наркотиков: шприцы, иглы, кальяны, сигареты, специально изготовленные приспособления для курения смесей со следами нагара и т. п. Они также могут свидетельствовать о наличии самих наркотиков. Предметы и вещи: сигареты (следует учитывать, что часто наркоманы смешивают наркотик с табаком и засыпают полученную смесь обратно в сигареты), пачки из-под сигарет, сотовые телефоны, фонарики, зажигалки, упаковки из-под лекарств и т. д. Следует помнить, что вещи и предметы часто служат в качестве «передвижного укрытия» при переноске или транспортировке наркотических средств, С целью нейтрализации запаха известны также случаи заливки наркотиков воском, жиром, шоколадом, кремом. При осмотре вещей должна соблюдаться максимальная внимательность, тщательность,     педантичность    и последовательность. Необходимо учитывать возможность нахождения наркотиков в самых неожиданных местах и объектах. Лицо, имеющее при себе наркотик, в случае опасности, как правило, пытается его незаметно выбросить. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ При выявлении в учреждении образования лиц, по внешним признакам употребивших наркотики, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь и направить лицо в организацию здравоохранения для обследования. При обнаружении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, либо предметов, их напоминающих, или приспособлений для употребления наркотиков, необходимо обеспечить их неприкосновенность. Установить очевидцев происшедшего. Сообщить по телефону 102, вызвав в обязательном порядке сотрудников милиции для проведения необходимых мероприятий.
Каждый должен знать правила дорожного движения
Из истории Еще пять тысяч лет тому назад дорог не существовало и скорость передвижения людей зависела только от собственной скорости. Но без дорог далеко не убежишь. Первые дороги проходили вдоль звериных тропок. Далее при прокладке пути выбирали наиболее удобное место. Около 4 тысяч лет тому назад люди начали приручать лошадей. Верхом на лошади можно было скакать в 10 раз быстрее, чем идти пешком. В 80-х годах прошлого века два германских инженера Бенц и Даймер, построили первый автомобиль с двигателем, работающем на бензине. В мире произошла промышленная революция. За это время было изобретено очень много машин. Которые изменили жизнь людей. Умные люди изобрели станки и машины, были построены дороги и мосты. Больше семей для работы и отдыха стали приобретать автомобили. Сейчас, практически у каждой 4-ой семьи в мире есть машина. Если бы люди ездили, не соблюдая правил движения, они бы без конца спорили. Тогда царил бы полный беспорядок. Чтобы такого не случилось, издают правила, которые все организуют и приводят в порядок. Так и получились правила дорожного движения. Факт  За секунду машина, у которой скорость 60 км/ч проезжает 16 метров. А если ее скорость 80 км\ч, то 22 метра. Иной торопыга видит – машина совсем близко, так нет же! Все равно спешит перебежать через дорогу перед самым ее носом. Ему и невдомек, что при всем желании и старании водитель не сумеет вовремя остановиться, даже если будет со всей силой жать на тормоза. Тем более, если дорога идет под уклон. В результате при скорости 80 км\ч на покрытой корочкой льда дороге машина сможет остановиться только через 400 м. Вот почему дорогу надо переходить осторожно, особенно зимой. * Не играйте в снежки, футбол, не катайтесь на санках возле дорог. * Чаще всего остановка троллейбуса и автобуса находится за перекрестком или пешеходным переходом. Поэтому нужно дойти до пешеходного перехода и там перейти улицу. * Перекресток – самое опасное место для пешехода. Переходить его надо только по пешеходным переходам. Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла к другому. * Прежде чем перейти улицу. Посмотри налево. Дойдя до середины, посмотри направо. Никогда не переходи улицу перед близко идущим транспортом. * Эти несложные правила вам надо запомнить.

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.

Из истории ГИБДД В наше столетие, в период особенно быстрого развития автотранспортного производства, появилось очень большое количество машин на дорогах. Из-за этого стали происходить многочисленные аварии. Чтобы их избежать, была создана ГАИ (Государственная автомобильная инспекция). Согласно Положению о ГАИ, утвержденному 3 июля 1936 года, на эту службу возлагались: борьба с авариями на дорогах и похищением автомобилей; наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров; контроль правильного соблюдения правил дорожного движения. Работники милиции проводили беседы и занятия о ПДД на предприятиях, в учреждениях, школах, готовили соответствующие материалы для публикаций в местной печати и для выступления по радио. Милиция внедрила методы координированного регулирования уличного движения по системам “зеленой волны” и “зеленой улицы”. Сущность системы “Зеленой улицы” заключалась в том, что через определенные промежутки времени сигналы светофоров, управляемых из одного центра, одновременно меняли направление движения по всей магистрали. Такая система была удобна для городов, имеющих планировку в виде прямоугольной сетки улиц. При “зеленой волне” движение также регулировалось из одного центра, но сигналы переключались постепенно, что давало возможность транспорту двигаться безостановочно, соблюдая заданную скорость. В 1998 году ГАИ стала называться ГИБДД. В это время произошел ряд некоторых нововведений в работе милиции.
Компьютерная зависимость
Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала. Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни? В нашей клинике «Альтернатива» разработана комплексная программа лечения компьютерного рабства. Как формируется зависимость? У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром. Основные типы компьютерной зависимости
  • Зависимость от Интернета (сетеголизм)
  • Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)
Сетеголизм Сетеголиками (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски к близким. Есть некоторые признаки сетеголика:
  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;
  • увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Кибераддикция Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры: I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности). II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков). Признаки компьютерной зависимости:
  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • Отказ от общения с друзьями.
Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:
  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).
Диагностика компьютерной зависимости Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен очень сложно. Первый шаг в лечении пациента – это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования. Всю остальную работу Вы можете смело доверить профессионалу. Как правило, компьютерной зависимости подвержены люди, которые неуверенны в себе, испытывают трудности в общении, неудовлетворенность своей жизнью, имеющие низкую самооценку и комплексы. Уже после первого сеанса у психотерапевта игроман начинает более критично воспринимать свое пагубное пристрастие. Окончательно изменить себя и избавиться от компьютерной зависимости можно после курса психотерапии. Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности. Основой лечения являются сеансы психотерапии. В случае обнаружения скрытой депрессии поводится лекарственное лечение. Психокоррекция проводится как индивидуально, так и в группах. В результате лечения улучшаются взаимоотношения с близкими и сверстниками, воспитываются волевые качества, повышается самооценка, формируются новые жизненные увлечения. Очень важно провести работу не только с игроманом, но и с членами его семьи. Только при их содействии лечения будут прочными, а внутрисемейные отношения – гармоничными. На индивидуальных лечебных сеансах психотерапевт освобождает пациента «игрового гипноза», формирует у него безразличие к азартной игре. Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков
  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
Граффити: свободное творчество или девиантное поведение!?
Сам термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Такое граффити, как мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке в период движения «хип-хоп», и являлось частью этой культуры. Есть, конечно, среди граффитистов и «чистые» художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок. В течение многих столетий безымянные авторы с помощью надписей на стенах изливали душу, признавались в вечной любви даме сердца и кляли последними словами неугодных правителей. Однако немало граффитистов не столько творили, сколько хулиганили, компенсируя отсутствие мастерства и вкуса дерзостью. К тому же огромные буквы как нельзя лучше соответствовали самой сути граффити: чье имя написано крупнее – тот и круче. Нашему городу стало характерно такое направления как «тэгинг», т.е. оставление своей подписи (тэга) на стенах, витражах и любых других поверхностях. Так, цель «теггера» это оставить своё имя — творческий псевдоним на как можно большем количестве объектов, а за ним устремляются другие, и происходит аналогия соревнования. Идейный теггер не позволит красоваться имени конкурента на стенке в одиночестве. Таким образом, мы видим две диаметрально противоположные сферы применения граффити: 1.Созидательная (связана с эстетическим благоустройством города) 2.Разрушительная (проявление девиантного поведения) Более подробно рассмотрим вторую сферу. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Позиция правоохранительных органов такова: роспись муниципального имущества при своей сомнительной эстетической ценности представляет серьезную угрозу обществу, а виновные лица должны нести ответственность. В нашем государстве предусмотрена следующая ответственность за данные деяния: 1.Уголовная ответственность: статья 218 УК Республики Беларусь «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества» (когда сумма причинённого ущерба более 40 БВ) предусматривает наказание в виде общественных работ, или штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста на срок до трех месяцев, или ограничения свободы на срок до двух лет; статья 339 УК Республики Беларусь «Хулиганство» предусматривает наказание в виде общественных работ, или штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста на срок до шести месяцев, или лишения свободы на срок до трех лет; статья 341 УК Республики Беларусь «Осквернение сооружений и порча имущества» предусматривает наказание в виде общественных работ, или штрафа, или ареста на срок до трех месяцев. 2.Административная ответственность: Статья 10.9 КоАП Республики Беларусь «Умышленное уничтожение либо повреждение имущества» (когда сумма причинённого ущерба менее 40 БВ) предусматривает наказание в виде штрафа в размере до пятидесяти базовых величин. статья 17.1 КоАП Республики Беларусь «Мелкое хулиганство» предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест. Почему, несмотря на развитие технологий и появление огромного количества средств коммуникаций и средств для самовыражения, люди до сих пор пишут на стенах? Многие склонны рассматривать граффити как вандализм — одна из форм разрушительного поведения человека. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет. Несмотря на это современное граффити является весьма оригинальной формой девиантного поведения среди подростков и молодёжи. При правильном подходе любые формы девиантного поведения должны поддаваться коррекции. Как неофициальная форма массовой коммуникации, граффити находится за рамками цензуры и вне закона, является своего рода альтернативой официальному общению. В связи с этим, места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило, зоны городского пространства, скрытые за парадным фасадом города. Местами скопления граффити являются стены зданий, подземных переходов, гаражей, таксофонные кабинки, подъезды и лестницы, фасады учебных заведений. Действенной профилактической мерой является наличие систем видеонаблюдения. Подчеркнув вышесказанное, видим. что творчество должно развиваться в каждой личности и эти плоды должны приносить пользу для всего общества, а не преступать закон.
Последствия употребления курительных смесей
Опасность по имени «спайс» «Курительные смеси». Как от этой новой опасности уберечь подростков? Начало весны в Беларуси ознаменовалось значительным продвижением в борьбе за здоровье молодежи: новые составы “легальных” “курительных смесей” с 6 марта 2013 года включены в перечень наркотиков и запрещены в нашей стране. Их изготовление, распространение и хранение теперь уголовно наказуемы: за незаконный оборот психотропных веществ 328-я статья Уголовного кодекса предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы. Заслон на пути “спайса” в нашей стране выставляют уже не в первый раз. Беларусь стала одним из первых государств в Европе, запретивших распространение синтетических каннабиноидов, использующихся для изготовления курительных смесей типа “спайс”. Впервые содержащиеся в этих смесях психотропные вещества были внесены в список наркотиков в июле 2009 года. Но вскоре появились новые составы, с ингредиентами, не внесенными в перечень запрещенных препаратов. 28 марта 2010 года в список были добавлены 25 веществ, а 20 августа того же года — еще 21 вещество. Помимо новых каннабиноидов в список наркотических средств и психотропных веществ, которые запрещены к распространению в стране, добавлен близкий к амфетамину наркотик кристалиус, а также сальвинорин — компонент так называемого мексиканского шалфея (“шалфей прорицателей”). В прошлом году и 6 марта нынешнего года под запрет попал еще ряд химических соединений. Модное веяние Мода на “курительные смеси” появилась в молодежной среде стран Европы всего несколько лет назад. Тогда “ароматическую смесь”, как позиционировали “спайс” интернет-продавцы, никто еще не называл наркотиком, и в список психотропных веществ “курительные смеси” не были внесены. В Беларусь это новомодное веяние пришло в 2008 году, и тогда смеси продавали вполне легально, через интернет-магазины. В России, где первые яркие пакетики со “спайсом” появились в 2007 году, приобрести их можно было даже в ларьках, табачных лавках и некоторых гипермаркетах. Мода на “курительные смеси” захлестнула молодежь буквально за считаные месяцы. Если “спайс” не запрещен официально, значит, не вреден — почему бы не попробовать? Пока государства разглядели угрозу и отреагировали запретом на распространение “курительных смесей”, пристрастие укоренилось в молодежной среде. Распространен “спайс” и среди белорусской молодежи (больше всего — в Минске и Гродненском регионе), ведь именно ей свойственно интересоваться новым и, что называется, “держать руку на пульсе времени”. Сегодня приобрести эти “легальные” наркотики стало непросто. Белорусские и российские сайты, предлагавшие “курительные смеси”, заблокированы, телефоны торговцев отключены. Но бороться с этим видом наркотиков, по словам правоохранителей, очень трудно. Спрос рождает предложение, синтезируются новые каннабиноиды, не внесенные в список наркотических и психотропных веществ, запрещенных к распространению. Специалисты управления наркоконтроля отмечают, что в теории синтетических каннабиноидов можно создать тысячи. Так что список запрещенных веществ будет расширяться. Но процесс законодательного запрета зачастую не поспевает за “полетом научной мысли”. И у распространителей “курительной смеси” появляется лазейка, через которую они имеют возможность уходить от ответственности. Пока новые составы не внесены в перечень запрещенных веществ, привлечь их можно лишь к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Хотя в последней редакции Закона о наркотиках от 12 октября 2012 года введено понятие “аналоги наркотических веществ”, что позволяет, хоть и не всегда, остановить незаконное распространение наркотиков новых составов. Например, не так давно “на белорусском рынке” появился порошок, который продавцы позиционируют как соли для ванн, а по сути — аналог кокаина: есть случаи отравления с летальным исходом. Порошок кристалиус, как и его аналоги, уже внесен в перечень запрещенных в Беларуси препаратов. Но новые наркотические химические соединения появляются постоянно. Поэтому важно учитывать: если вещество пока не запрещено законом, это не критерий его безопасности. “Мертвые не напишут…” Абсолютно все “курительные смеси” растительного происхождения. Многие травы, как экзотические, так и нашей средней полосы — например, ромашка или мать-и-мачеха, — являются лекарственными. И действительно оказывают успокоительный, антидепрессивный эффект и способствуют очищению организма. То есть выглядит все вполне безопасно, если не учитывать, что травы обрабатываются определенным составом и в результате смесь обладает серьезным психотропным и токсическим эффектом. И является одним из самых опасных курительных наркотиков. — Основой так называемой “курительной смеси” является вещество JWH. Это синтетический порошок, который хорошо растворяется в спирте. В этой смеси вымачиваются травы, а после высушиваются — так готовятся “курительные смеси”. Длительное употребление курительных смесей приводит к наркотической зависимости. Об этом свидетельствует даже сленг: “подсел на “спайс”, “держит 2—3 часа”… Привыкание, которое вызывают “курительные смеси”, развивается быстрее, чем к естественным аналогам — марихуане и гашишу. Сегодня в интернете можно найти немало руководств по самостоятельному изготовлению “курительных смесей”. Но, по счастью, говорят медики, основной ингредиент — синтетический каннабиноид JWH (он бывает различных модификаций) — достать очень сложно. При этом если смесь приготавливается в домашних условиях, она еще более опасна, чем изготовленная в лабораториях. Поскольку точную дозировку ингредиентов выдержать при кустарном производстве невозможно, употребление такой смеси может привести к летальному исходу буквально после нескольких затяжек. В большинстве страдают от “курительных смесей” именно подростки. Хотя попадают в наркодиспансеры в тяжелейшем состоянии после использования этих миксов и взрослые. Но подростки особенно не защищены. К сожалению, современные дети не готовы решать возникающие в жизни проблемы. Повздорил с мамой, поругался со своей девушкой или друзьями, поссорилась с парнем — и стресс снимают с помощью “спайса”. Реакции на “спайс” могут быть различными, — психоз, эйфория, смех или страх, нарушение ориентации в пространстве, галлюцинации, полная потеря контроля над действиями. Кроме того, периодическое курение смесей на протяжении определенного (причем не слишком длинного) отрезка времени становится причиной необратимых деструктивных процессов в ЦНС, от замедления мыслительной деятельности до депрессивных состояний.
Родители, поддержите подростка! Обнаружив у своего ребенка маленькую упаковку с яркой этикеткой, обратите на нее должное внимание Признаки употребления “курительной смеси” Расширенные или суженные зрачки, покраснение глаз, повышенная двигательная активность, нечленораздельная речь, резкая смена настроения, сухость во рту, повышение артериального давления, тахикардия . Если эти признаки появились у вашего ребенка, не нужно бросаться к подростку с расспросами, это может лишь пробудить интерес к опасной “дури”. Просто нужно внимательнее следить за подростком, его физическим состоянием, настроением, интересоваться его времяпрепровождением и окружением. Если это случилось лишь раз, вам нужно просто поговорить с вашим ребенком. Будьте заботливыми, любящими, но покажите свое неодобрение. Приведите разумные аргументы: употребление “курительных смесей” пагубно для здоровья, а кроме того может привести к конфликту с законом. Если поведение подростка свидетельствует о регулярном употреблении “курительных смесей”, прежде всего оказывайте поддержку вашему ребенку — для него это жизненно необходимо, показывайте и говорите, что вы его любите. И незамедлительно обратитесь за помощью к наркологам. Своевременное вмешательство взрослого важно, отмечают психологи, потому что подростки в силу психологических особенностей этого возраста живут по принципу “здесь и сейчас” и не склонны размышлять о будущем. Признаки отравления “курительной смесью” Учащенное сердцебиение, подъем артериального давления, потеря сознания.
Ответственность за хранение и сбыт курительных смесей «СПАЙС» Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26, «курительные смеси» отнесены к особо опасным психотропным веществам. За незаконный оборот особо опасных психотропных веществ предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с  ч.ч. 1,2 (хранение) и 3 (сбыт) ст. 328 УК Республики Беларусь. ч. 1 ст. 328 Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет. ч. 2 ст. 328  Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов — наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации. ч. 3. ст. 328  Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 или 331 настоящего кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий — наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации