ГЛАВНАЯ

О ШКОЛЕ
"ОДНО ОКНО"
ДОКУМЕНТЫ
УЧАЩИМСЯ
РОДИТЕЛЯМ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
БИБЛИОТЕКА
ПОСЛЕ УРОКОВ

ШЕСТОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ

НОУ
ДОСТИЖЕНИЯ
МАЯ КРАIНА- БЕЛАРУСЬ!
ГАЗЕТА  "ДЗЯННІЦА"
МГОЧС УМЧС информирует
ФОРУМ
КАРТА САЙТА


sosh_26@tut.by

212015, Могилев, ул.Строителей, 22;          тел.23-60-28

Полезные советы

Помощь родителей в период подготовки к экзаменам

Многолетние наблюдения позволяют говорить, что отнюдь не процесс проверки знаний больше всего волнует подростков. Первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью обязательно предписанной всем. Следовательно, перед ним встаёт двойная необходимость: во-первых, выбора дальнейшего жизненного пути; во-вторых, даже если сделан выбор, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно ещё доказать своё право на него, выдержав определённую конкуренцию. Для многих подростков именно в это время мысль о том, что деятельности непосредственно зависят от количества вложенного, становится осознаваемым фактом.

У подростков внутренняя, самостоятельная оценка событий только формируется, и важную роль играет мнение значимых для них людей, особенно родителей, которым важно иметь представление о том, что такое экзамены и какие проблемы, с ними связанные, могут тревожить подростка.

Экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.

Стресс — напряжение, затраченные усилия.

Чрезмерные усилия могут привести к ухудшению здоровья, разрушению нервной системы.

Вопрос о том, как помочь своему ребёнку в новой для него ситуации выбора — это, прежде всего, поиск ответа на вопрос: «Каким я хочу видеть ребёнка — самостоятельной или зависимой личностью?» Оберегать подростка от волнения, возможно приводящего к стрессу, брать на себя решение стоящих перед ним проблем, выбирать за него жизненный путь означает лишать его необходимого жизненного опыта, оставляя беспомощным в ситуациях любых изменений.

В процессе переживаний отрицательных эмоций одни люди демонстрируют активное поведение, основным компонентом которого выступает поисковая активность, направленная на изменение ситуации или своего отношения к ней. Другие — повышенную тревожность, неудача для них равносильна личностному поражению, т. к. затрагивает самооценку. Такое отношение может быть связано как с врожденными особенностями (легко возбудимая, ранимая личность), так и с воспитанными.

Следовательно, если мы не хотим видеть своего ребёнка зависимой, беспомощной личностью, надо предоставить ему возможность выбирать, действовать, ошибаться и исправлять ошибки. Не имея данного опыта, ребёнок чувствует себя беспомощным, а этот опыт беспомощности закрепляет поведение, которое связано с отказом от поиска эффективного способа решения проблем.

Предоставить возможность выбора не означает оставить подростка один на один с проблемой. Самооценка подростка во многом зависит от мнения окружающих. Возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность. Подросток начинает чувствовать себя легче в том случае, когда за спиной — надежный тыл — любящие люди. Родители, не любящие своих детей, — явление редкое, но подростков, уверенных в родительской любви, не так уж много. Не бойтесь прямо говорить ребенку о своей любви, и пусть эта любовь не зависти от результатов экзаменов.

 

ЧТО НУЖНО СЕЙЧАС ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?

ü Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства.

ü Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

ü Ощущение надёжного тыла.

ü Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».      

ü Уверенность в своих силах и наличие запасных вариантов в случае неуспеха. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.        

ü Право на самостоятельность и условия для развития самостоятельности.

ü Контролируйте режим подготовки ребёнка, не допускайте перегрузок, объясните, что он обязательно должен чередовать занятия.

ü Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних ему не мешал.

ü Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

ü Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКИ

Последний, одиннадцатый год обучения в общеобразовательной школе — один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное и предрешенное течение событий подходит к концу. Выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться над воплощением в жизнь своего решения. Многие учащиеся собираются поступать в вуз. Для них к напряженным занятиям в школе добавляется интенсивная подготовка к вступительным экзаменам.

ПРАВО ПОЙДЕШЬ, НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ...

Большинство школьников еще до поступления в одиннадцатый класс задумываются о своем будущем. Желательно, чтобы представления об этом были и у их родителей. Что именно планирует ребенок — продолжить образование, поступить на работу или пойти в армию? Почему? Подобную информацию можно получить только в ходе откровенной беседы с ребенком, но ни в коем случае не на бегу и не нависая над ним с вопросом: «Ты решил, наконец, как именно собираешься распорядиться своей самостоятельной жизнью? Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся, и тебе придется обеспечивать нас?» Если до сих пор ребенок не поделился своими идеями относительно профессионального самоопределения, лучше всего завести разговор об этом как бы «к слову», например, после совместного просмотра фильма провоцирующего содержания или «зацепившись» за рассказ самого ребенка о его одноклассниках. Родители имеют основания встревожиться, если одиннадцатиклассник не может четко сформулировать свои планы или слишком часто меняет их. Надо попытаться понять, с чем это связано. Можно спросить у самого ребенка, почему он до сих пор не принял однозначного решения. Если он огрызается или отмахивается от этих разговоров, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем. Это свидетельствует о некоторой инфантильности школьника, нежелании становиться взрослым. «Душеспасительные» беседы в таком случае вряд ли помогут. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие (расклейка объявлений, доставка или продажа газет и т.п.). Для этого родителям придется, конечно, изучить рынок временного труда и выбрать что-то наиболее подходящее. Если такие вакансии найдутся, и взрослые сумеют заинтересовать своего ребенка возможностью заработать немного денег и попробовать свои силы, то это не только даст ему возможность почувствовать себя самостоятельным, но и подтолкнет к принятию важных жизненных решений. Причина молчания может быть и в другом — в недоверии к родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Такие взрослые знают за собой привычку говорить с ребенком «сверху вниз» или делать едкие замечания в его адрес. Им на этот раз следует проявить терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Полезно будет рассказать о том, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их собственные родители, и были ли они в чем-то правы. Можно рассказать и об опыте своих товарищей. Как бы ни огорчал взрослых профессиональный выбор ребенка, бесполезно его отговаривать или категорично что-то запрещать. Важнее всего выяснить, насколько хорошо старшеклассник понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений (со слов товарищей, из СМИ) о содержании той или иной профессии, о том, что все, кто трудится в определенной сфере, с первого дня работы получают «бешеные деньги» и т.п. В любом случае полезно почитать современную справочную литературу о профессиях и обсудить карьеру известных миллионеров, телеведущих и музыкантов, которые начинали с чистки обуви на улицах, озвучивания малобюджетных сериалов или выступления на детских утренниках.

СПРАВИТЬСЯ С НЕУДАЧЕЙ

Поздно отговаривать и переубеждать одиннадцатиклассника, принявшего определенное решение и сумевшего привести аргументы в пользу своего выбора. Сам по себе факт принятия самостоятельного решения должен радовать родителей, ведь именно самостоятельности они учат своих детей всю жизнь. Конечно, взрослые часто бывают недовольны планами своих детей и предрекают им одни неприятности. В такой ситуации лучше всего оставить без развернутых комментариев идеи ребенка. Достаточно (вернее, это и есть самое главное) высказать пожелание, чтобы человеку удалось все задуманное, а впоследствии искренне и подробно поинтересоваться, понимает ли он, что именно должен делать сейчас для достижения намеченной цели. Если старшеклассник только мечтает, но ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути, Для этого надо заранее готовить «запасные варианты». Для того, кто хочет поступить в вуз и наметил конкретное учебное заведение, нужно подобрать еще один институт, где экзамены позже и куда в случае провала можно успеть подать документы. Поиски запасного вуза родители могут вести самостоятельно, зная, какую профессию выбрал их ребенок, и какие именно дисциплины собирается сдавать. Задолго до начала вступительных экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.

НА ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ

Независимо от того, выбрал или не выбрал одиннадцатиклассник свой путь, родители должны учесть, что после окончания школы, напряженных выпускных, а у некоторых еще и вступительных экзаменов, ему необходим полноценный отдых. Вынуждать выпускника идти работать сразу после окончания экзаменов или после провала на вступительных испытаниях — наносить огромный вред его психологическому и физическому здоровью.

Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения). Пусть школьник заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия.

 
Кто ты, посетитель нашего сайта?






 

  Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "Средняя школа № 26 г.Могилева"