АТТЕСТАЦИЯ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101» Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь  ад 22 жніўня 2012 г. № 101» Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся» Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении Выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» ВНИМАНИЕ!!! Об аттестации педагогических работников Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (в ред. постановлений Минюста от 24.10.2011 №235, от 27.01.2012 № 18)

Информация для педагогов, претендующих на повышение высшей квалификационной категории

Аттестация педагогических работников системы образования в 2021/2022 учебном году в МГОИРО

Обобщение, описание и представление опыта собственной педагогической деятельности

Описание теоретических и практических основ опыта собственной педагогической деятельности должно быть выполнено строго в соответствии с требованиями:

а) название темы опыта;

б) актуальность опыта;

в) цели и задачи опыта;

г) сущность опыта;

д) результативность и эффективность опыта.

При подготовке обобщения опыта необходимо выделить главную сущность, основу  своей  собственной  деятельности  и  показать  основные принципы, на которых учитель строит учебный процесс.

Учитель в своей работе в сущности отвечает на вопросы:

1) что я делаю (предмет деятельности);

2) для чего я это  делаю (какова цель);

3) как я это делаю (алгоритмы, формы, методы своей работы);

4) какова результативность своей  деятельности;

5) за счет чего этот результат достигнут.

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности

Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревитур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].

Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции

постановления  ВАК  РБ  15.08.2007  №  4  http://vak.org.by/

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется.  Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы.

В тексте могут выделяться разделы.

Введение (общая актуальность на уровне обучения)

Актуальность (+личная, для УО)

Проблемы и противоречия

Научно-методическое обоснование (методика, технологии, лежащие в основе опыта, ссылка на дидактику, нормативные документы, особенно Кодекс об образовании, педагогов, ученых, методистов, психологов и т.д.)

Цели и задачи педагогической деятельности (цель — создание  оптимальных условий для ……, задачи, учить учащегося….. – глаголы). Цель – идея педагогического опыта

Новизна

Сущность опыта (описание своей деятельности)

Выводы, результативность и эффективность опыта (текст, диаграммы, результаты анкетирования учащихся, педагогов, родителей и т.д.), что дальше.

Программа изучения деятельности аттестуемых педагогов
  1. Изучение профессиональной компетентности:
  • совокупность умений учителя структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач.
  • знания в следующих областях:
-специальной  (предмет, область, в которой занят педагогический работник); -методической (средства, формы,  методы педагогического воздействия); -психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).
  1. Оценка качественных и количественных показателей деятельности аттестуемого , соответствие аттестуемого заявленной квалификационной категории:
  • Профессиональная подготовка:
    1. Знание нормативно-правовой базы организации учебно-воспитательного процесса.
    2. Знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, этапы, цели и задачи урока, формы и методы, технологии проведения урока).
    3. Знание современных тенденций в методике преподавания.
    4. Культура делопроизводства, ведения школьной документации в соответствии с требованиями.
    5. Работа по самообразованию, степень реализации (выступления на педагогических советах, заседаниях МО, семинарах, круглых столах и т.д.).
    6. Создание образовательной среды в учебном кабинете.
    7. Участие в научно-методической работе.
    8. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности.
    9. Руководство исследовательской деятельностью учащихся.
    10. Участие в профессиональных конкурсах.
  • Результативность педагогической деятельности:
    1. Выполнение учебных программ (соответствие календарно-тематических планов их реальному выполнению)
  • Динамика уровня и качества обученности учащихся.
  • Результаты ВШК.
  • Результаты административных контрольных срезов, проведенных в ходе аттестации.
  • Поступление выпускников в вузы по профилю преподаваемого предмета.
  1. Индивидуальные достижения учащихся.
  • Коммуникативная культура:
    1. Организаторские способности.
  • Создание благоприятного психологического климата в классе.
  • Роль аттестуемого в педагогическом коллективе и готовность к сотрудничеству.
  • Педагогическая культура аттестуемого.
  • Готовность к сотрудничеству с родителями и общественностью.
  • Педагогический такт и культура речи.
  1. Оценка коммуникативных качеств аттестуемого.
3.Владение учителем самоанализом педагогической деятельности , умение устанавливать причинно- следственные связи между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания.
  1. Индивидуальная работа с педагогом.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аттестация — это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников учреждений образования

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации. Основные задачи  аттестации:
  • Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников;
  • Обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
Способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.

Основные принципы аттестации:

* коллегиальность;* системность;* открытость;* целостность экспертных оценок.

К аттестационным материалам относятся:

* заявление педагогического работника (подается на имя председателя аттестационной комиссии до 10 октября претендентами на высшую категорию и в течение учебного года — претендентами на II и I категории не позднее 25 марта текущего года);

* график прохождения аттестации;

* протоколы заседаний аттестационной комиссии;

* направление на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию;

* характеристика аттестуемого;

* справка о сдаче квалификационного экзамена;

* аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого.

Квалификационные требования

Учитель высшей квалификационной категории: высшее педагогическое образование либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное педагогическое образование либо  среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя общеобразовательного учреждения 1 квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель 1 квалификационной категории: высшее педагогическое образование либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное педагогическое образование либо  среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя общеобразовательного учреждения 2 квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель 2 квалификационной категории: высшее педагогическое образование либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное педагогическое образование либо  среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя общеобразовательного учреждения не менее 2 лет.

В помощь аттестуемому педагогу

  • Сайт Министерства образования (www.edu.gov.by
  • Сайт Национального института образования (www.adu.by)
  • Сайт  УО «Могилевский государственный институт развития образования» (http://mogileviro.by/)
  • Сайт  ГУО «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by)